1ZZ-FE двигатель Toyota Технические характеристики, схема ГРМ, параметры датчиков
Toyota 1ZZ-FE |
---|
1ZZ-FE — 1,8-литровый рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель из семейства двигателей ZZ компании Toyota. Придя на смену старым двигателям 1,8 л 7A-FE, он впервые был представлен в 1998 году, а в декабре 2007 года его производство уже было прекращено. Этот двигатель предлагался в основном для переднеприводных автомобилей, таких как Toyota Corolla или Toyota Celica GT, а также для заднеприводных Toyota MR2 Spyder и Lotus Elise.
Вместо чугунного блока, используемого в Toyota 7A-FE, двигатель 1ZZ имеет литой алюминиевый блок цилиндров с тонкими (толщиной 2,0 мм) чугунными гильзами цилиндров. Блок двигателя оснащен кованым коленчатым валом с пятью шейками и восемью балансирами, легкими шатунами и алюминиевыми поршнями с полноценными поршневыми пальцами плавающего типа. В верхней части блока находится алюминиевая головка блока цилиндров с двумя кулачками и четырьмя клапанами на цилиндр (всего 16 клапанов). Головка блока цилиндров 1ZZ оснащена седлами клапанов с лазерным покрытием. Диаметр впускного клапана составляет 32,0 мм, а высота подъема клапана - 9,3 мм. Выпускные клапаны имеют диаметр 27,5 мм и подъем 8,4 мм.
Верхние впускной и выпускной распределительные валы имеют цепной привод. Имеется роликовая цепь с шагом 8 мм, которая идет в комплекте с автоматическим натяжителем. С 2000 года двигатель выпускался с интеллектуальной системой Toyota с переменными фазами газораспределения (VVT-i). Эта система обеспечивала только изменение фаз газораспределения впускного клапана. Впускной коллектор был изготовлен из пластика и имел длинные и прямые впускные отверстия. Версия ТРД двигателя 1ZZ-FE имела собственный литой алюминиевый впускной коллектор. Двигатель 1ZZ-FE получил последовательный электронный впрыск топлива (EFI) с форсунками с двенадцатью отверстиями и систему зажигания без распределителя (Toyota Direct Ignition). Со стороны выпуска установлен выпускной коллектор из нержавеющей стали и трехходовые каталитические нейтрализаторы. Конструкция была вполне типичной: 4-цилиндровый алюминиевый блок с чугунными гильзами, 16-клапанная алюминиевая головка блока с двумя распредвалами и отсутствием гидрокомпенсаторов. Привод ГРМ осуществлялся цепным, а в 1999 году на впуске появился фазорегулятор типа VVT-i. Инженеры постарались сделать конструкцию максимально облегченной, с открытой рубашкой охлаждения, небольшим длинноходным Т-образным поршнем и легкосплавным блоком с отдельным картером. Все это естественно не способствует надежности силового агрегата и ограничивает его ресурс. Двигатель Toyota 1ZZ-FED выпускался на заводе в Симояме с 1999 по 2007 год для моделей с ярко выраженным спортивным характером, таких как Celica или MR2. От обычной версии 1ZZ-FE этот агрегат отличался другой головкой блока цилиндров с увеличенным сечением впуска. В семейство ZZ входят двигатели: 1ZZ‑FE, 1ZZ‑FED, 2ZZ‑GE, 3ZZ‑FE, 4ZZ-FE.

Технические характеристики
Общая информация | ||
---|---|---|
Годы производства | 2006 | |
Количество цилиндров / тип ГРМ | 4 / DOHC | |
Объем, куб.см | 1794 | |
Степень сжатия | 10:1 | |
Класс топлива (не ниже) | АИ 91 | |
Синхронизация по / фазировка впрыска | Датчик коленвала / датчик распредвала | |
Тип топливной системы | MFI-s | |
Учет количества воздуха по | Датчик расхода воздуха | |
Есть диагностический разъем | Да (место установки) | |
Выходная мощность, л.с. | 120 – 145 л.с. | |
Выходной крутящий момент, Нм | 160 – 175 | |
Блок цилиндров | aluminum R4 | |
Головка блока | aluminum 16v | |
Гидрокомпенсаторы | Нет | |
Привод ГРМ | Цепной | |
Фазовый регулятор | VVT-i | |
Ресурс двигателя, км | свыше 200.000 км. | |
Вес, кг | 130 кг. | |
Можно устанавливать ГБО | да, BRC 4го поколения | |
Система зажигания | ||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | |
Начальный угол опережения зажигания | 14 +-4гр. не производится | |
Обороты холостого хода | 700 +- 50 обр. (не регулируются) | |
Свечи зажигания для двигателя | ||
Свечи зажигания ("заводские") | Denso | |
Свечи зажигания тип | K16RU11 | |
Зазор свечей зажигания | 1,1 мм | |
Свечи зажигания (анаог) | NGK | |
Свечи зажигания тип | BKR5EYA11 | |
Зазор свечей зажигания | 1,1 мм | |
Система питания | ||
Давление топлива в топливной магистрали | 3,0 - 3,5 бар. | |
Сопротивление датчика температуры двигателя (ETC) | 200 - 400 Ом / при температуре датчика 80 гр. | |
Сопротивление датчика положения распредвала | 1630 Ом | |
Сопротивление датчика положения коленвала | 2740 Ом | |
Сопротивление топливных форсунок | 13,4 - 14,2 Ом | |
Сопротивление нагревателя датчика кислорода | 11 - 16 Ом | |
Техническое обслуживание | ||
Зазор впускных клапанов | 0,15 - 0,25 мм / холодных двигатель | |
Зазор выпускных клапанов | 0,22 - 0,35 мм / холодных двигатель | |
Компрессия в цилиндрах | 10,0 - 15,0 бар. | |
Разница в компрессии по цилиндрам не более | 1,0 бар. | |
Давление масла | не менее 2,9 - 5,4 Бар. при 3000 оборотах двигателя | |
Открытие термостата | 80-84 С | |
Давление в системе охлаждения | 0,93 - 1,23 бар. | |
Масла и жидкости | ||
Моторное масло в двигателе по SAE | Рекомендуется: 5W-30. Опционально: 15W-40, 10W-30. | |
Моторное масло в двигателе по API/ACEA | SJ/A1 | |
Объем моторного масла в двигателе с учетом объема масляного фильтра | 3,7 литра | |
Система охлаждения | ||
Тип антифриза | На основе этиленгликоля (Желтый) | |
Объем антифриза | 5,7 литра | |
Прочее | ||
Тормозная жидкость | DOT 3 | |
Жидкость для сцепления | DOT 3 | |
Объем жидкость для сцепления | 0,9 л. | |
Топливная система | distributed injection | |
Выходная мощность, л.с. | 99 – 109 | |
Выходной крутящий момент, Нм | 135 – 137 | |
Блок цилиндров | aluminum R4 | |
Головка блока | aluminum 16v | |
Диаметр цилиндра, мм | 77 | |
Ход поршня, мм | 75 | |
Степень сжатия | 10.5 | |
Гидравлические подъемники | Нет | |
Привод ГРМ | Цепь | |
Фазовый регулятор | Да | |
Турбонаддув | Нет | |
Рекомендуемое моторное масло | 0W-30, 5W-30 | |
Объем моторного масла, литр | 3.7 | |
Тип топлива | Бензин | |
Евростандарты | EURO 4/5 | |
Расход топлива, л/100 км (для Hyundai Solaris 2012 г.в.)- город— шоссе— комбинированный | 7.6/4.9/5.9 | |
Ресурс двигателя, км | ~300 000 | |
Вес, кг | 99.5 | |
Можно устанавливать ГБО | Да |
Можно ли устанавливать ГБО на двигатель Toyota 1ZZ?
На данный двигатель можно устанавливать ГБО. Данный двигатель Toyota 1ZZ не имеет в конструкции газораспределительного механизма гидрокомпенсаторы и поэтому, при установке ГБО, нужно не забывать проверять и регулировать зазоры клапанов. Делать это нужно согласно регламенту проведения проверки и регулировки зазоров клапанов, указанным в технической документации на данный двигатель. При выборе ГБО нужно особое внимание уделить выбору поколения ГБО. Нужное поколение ГБО могут подобрать специалисты занимающееся установкой ГБО.Какое масло заливать в двигатель Toyota 1ZZ?
В двигателе Toyota 1ZZ применяется моторное масло типа 5W-20, 5W-30Какой объем моторного масла в двигателе Toyota 1ZZ?
В двигатель Toyota 1ZZ требуется заливать 3.7 литра моторного масла, при сухой замене.Частые проблемы
Кроме того, агрегат плохо реагирует на перегрев. В результате ухудшается структура блока цилиндров, что требует его полной замены (гильза и шлифовка официально не проводятся). Версии двигателей, выпущенные после 2005 года, особенно с пробегом менее 200 тыс. км, обладают очень хорошими эксплуатационными характеристиками.Расположение номера двигателя
Номер двигателя выбит на блоке цилиндров, место расположения показано стрелкой:1ZZ-FE схема установка меток ГРМ
Специальные инструменты | |
---|---|
Держатель шкива коленвала - № | 09213-70010 или 09213-70011 или 09330-00021или 09960-10010 |
Держатель шкива коленчатого вала - № | 09950-50012 или 09950-50013 |
Общие меры предосторожности
- Отсоедините провод массы аккумуляторной батареи.
- Снимите свечи зажигания, чтобы облегчить проворачивание двигателя.
- Поверните двигатель в нормальном направлении вращения (если не указано иное)
- Соблюдайте моменты затяжки.
- Если установлен. Отметьте положение датчика положения коленчатого вала (ВМТ) перед снятием.
- НЕ проворачивайте коленчатый вал с помощью распределительного вала или других звездочек.
- НЕ проворачивайте коленчатый вал или распределительный вал при снятой цепи ГРМ.
Процедуры установка меток ГРМ
Убедитесь, что метки ВМТ на шкиве коленчатого вала и крышке цепи ГРМ совмещены [11]Убедитесь, что метки синхронизации зубьев на каждой звездочке распределительного вала совмещены:
- A = Aurns/Avensis/Corolla/Corolla Verso/MR2: 1ZZ-FE/3ZZ-FE/4ZZ-FE/2ZZ-GE
- B = Celica/RAV4 1ZZ-FE
- C = Celica 2ZZ-GE
- Если нет, поверните шкив коленчатого вала на 360°.
- Снимите натяжитель цепи, планку натяжителя и направляющую цепи.
Проверьте цепь на износ:
- Полностью растянутая цепь
- Замените цепь, если длина между 16 звеньями превышает 122,6 мм [2]
Проверьте звездочки на износ
- Установите цепь привода ГРМ на звездочку коленчатого вала.
- Замените звездочку, если диаметр X на роликах цепи меньше 51,6 мм [3]
- Установите цепь ГРМ на звездочку распредвала
- Замените звездочку, если диаметр X на роликах цепи меньше 97,3 мм [3].
Проверьте направляющие пазы цепи на износ. Максимум 1,0 мм.
Убедитесь, что шпоночная канавка звездочки коленчатого вала находится в положении «12 часов» [4]
Celica/RAV4 Установите цепь ГРМ, убедившись, что отмеченные звенья цепи совпадают с метками ГРМ [5] и [6].
Auris/Avensis/Corolla/Corolla Verso/MR2. Установите цепь ГРМ, убедившись, что звенья цепи совмещены с метками синхронизации [5] и [7]
Сбросьте натяжитель цепи ГРМ:
- Нажмите на храповой механизм [8], чтобы освободить плунжер натяжителя [9].
- Вставьте плунжер в корпус натяжителя и зафиксируйте его с помощью фиксатора [10].
Установите натяжитель.
Слегка поверните коленчатый вал против часовой стрелки.
Освободите зажим натяжителя [10]
Затяните болт шкива коленчатого вала [11]
- Corolla 2ZZ-GE = 118 Нм.
- Celica 2ZZ-GE = 120 Нм.
- Auris/Avensis/Corolla/Corolla Verso/MR2/RAV4 1ZZ-FE/3ZZ-FE/4ZZ-FE = 138 Нм
Установка ремня генератора
Периодичности обслуживания двигателя
Периодичность (пробег или время в месяцах - что наступит раньше) | |||||||||||
Объект обслуживания | х1000 км | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | мес. | Рекомендации |
Зазоры в клапанах | - | П | - | П | - | П | - | П | 24 | - | |
Ремни привода навесных агрегатов | - | П | - | П | - | З | - | П | 24 | Рекомендации | |
Моторное масло | З | З | З | З | З | З | З | З | 12 | Примечание 2 | |
Масляный фильтр | З | З | З | З | З | З | З | З | 12 | Примечание 2 | |
Шланги и соединения системы охлаждения и обогрева | - | - | - | П | - | - | - | П | 24 | Примечание 1 | |
Охлаждающая жидкость | - | - | - | З | - | - | - | З | 24 | - | |
Свечи зажигания (обычные) | П | З | П | З | П | З | П | З | 12/24 | - | |
Свечи зажигания ("иридиевые") | - | - | - | - | - | - | - | З | 72 | - | |
Кислородный датчик | Замена каждые 100.000 км. | Примечание 4 | |||||||||
Аккумуляторная батарея | П | П | П | П | П | П | П | П | 12 | Примечание 2 | |
Воздушный фильтр | П | П | П | З | П | П | П | З | 12/48 | Примечание 2,3 | |
Крышка топливного бака | - | - | - | П | - | - | - | П | 24 | Примечание 1 | |
Система вентиляции картера двигателя | - | П | - | П | - | П | - | П | 24 | - |
П - проверка и/или регулировка (ремонт или замена при необходимости);
З - замена.
24 / 48 - время в месяцах: 24 - периодичность проверки, 48 - периодичность замены.
1. После пробега 80.000 км. (или 48 месяцев) проверять каждые 20.000 км. (или 12 месяцев).
2. При эксплуатации в тяжёлых условиях производить техническое обслуживание обслуживание в 2 раза чаще.
3. При эксплуатации на пыльных дорогах проверяйте каждые 2500 км. (или 3 мес.).
4. Проверка работоспособности и при необходимости замена каждые 100.000 км.
Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов
Примечание: проверка и регулпировка зазоров в приводе крапанов проводятся на холодном двигателе.1. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.
а) повертине шкив коленчатого вала и сосметит его риску с меткой "0" на крышке цепи привода ГРМ. б) убедитесь, что метка на звездочке распределительного вала и метка на звездочке системы VVT находятся на одной линии по крышке цепи привода ГРМ, как показано на рисунке. Если метки не сомещены, провните коленчатый вал на один оборот и вновь совметите метки.
2. Измерьте зазор в приводе клапанов.
а) измерьте зазор только клапанов, показанных на рисунке. - Щупом измерьте зазор между толкателем и затылком кулачка распределительного вала.
- Запишите значения величины зазора, выходящего за указанные пределы. Эти значения будут использованы позже для подбора необходимой величины толкателя.
Номинальный зазор в приводе клапанов (на холодном двигателе): | |
---|---|
впускных: | 0,15 - 0,25 мм |
выпускных: | 0,25 - 0,35 мм |
в) проверьте зазоры в приводе клапанов указанных на рисунке, повторив процедуру шага "а". 3. Снимите ремень привода генератора. Ослабьте натяжение ремня привода генератора, повернув натяжитель по ходу часовой стрелки. Снимите ремень и медленно верните натяжитель в первоначальн8о положение. 4. Снимите амортизатор опоры двигателя. Установите деревянный брусок между пятой домкрата и двигателем. Подсократите автомобиль и выверните четыре болта и две гайки. Снимите амортизатор опоры двигателя. 5. Снимите натяжитель ремня привода генератора в сборе, вывернув бот и гайку.
6. При необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов.
Примечание: не вращайте коленчатый вал при снятом натяжителе.
а) установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.
б) Нанесите метки на цепь привода ГРМ и звездочки распределительного вала. в) отверните две гайки и снимите натяжитель цепи привода ГРМ.
г) зафиксируйте распределительный вал выпускных клапанов гаечным ключом и ослабьте болт крепления звездочки.
Примечание: будьте осторожны, не повредит толкатели. д) ослабьте болты крышек подшипников распределительного вала выпускных клапанов в последовательности, показанной на рисунке, и снимите крышки. е) снимите звездочку распределительного вала, как показано на рисунке. ж) ослабьте болты крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов в последовательности, показанной на рисунке, и снимите крышки. з) снимите распределительный вал, зафиксировав цепь. и) привяжите цепь привода ГРМ шнурком, как показано на рисунке. Примечание:
- Будьте внимательны, не уроните что-нибудь во внутреннюю поверхность крышки цепи привода ГРМ.
- Не позволяйте цепи контактировать с водой и грязью.
к) снимите толкатели клапанов.
л) определите размер нового толкателя по формуле.
- Микрометром определите толщину заменяемого толкателя.
- Вычислите толщину нового толкателя, так чтобы зазор в приводе клапанов был в пределах рекомендуемого. Для впускных клапанов: N = T+ (A - 0.20) мм.
Для выпускных клапанов: N = T + (A - 0.30) мм.
N - толщина нового толкателя.
T - толщина снятого (отработавшего) толкателя.
А - измеренный зазор в данном клапане.
Номинальный зазор в приводе клапанов (на холодном двигателе): | |
---|---|
впускных: | 0,15 - 0,25 мм |
выпускных: | 0,25 - 0,35 мм |
м) установите толкатели нужные клапанов.
н) поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с меткой "0" на крышке цепи привода ГРМ.
о) установите цепь на звездочку системы VVT, совместив звено с меткой с установочной меткой, как показано на рисунке: п)убедитесь, что метки на крышках подшипников распределительного вала направлены к переду двигателя и затяните болты в последовательности, показанной на рисунке: Момент затяжки: 13 Н.м
р) установите распределительный вал с меткой цепи с установочной меткой звездочки распределительного вала. с) предварительно затяните болт крепления звездочки распределительного вала. т) убедитесь, что метки на крышках подшипников распределительного вала направлены к переду двигателя и затяните болты в последовательности, показанной на рисунке: Момент затяжки: 13 Н.м
у) установите крышку №1 распределительных валов.
Момент затяжки 23 Н.м
ф) зафиксировав распределительный вал гаечным ключом, затяните его болт крепления.
Момент затяжки 54 Н.м
Примечание: будьте осторожны, не повредите толкатели.
х) проверьте положение меток на цепи привода ГРМ и на звездочках распределительных валов, при совмещении риски шкива с меткой "0", как показано на рисунке: ц) установите натяжитель цепи.
ч) проверьте зазор в приводе клапанов.
7. Установите натяжитель в сборе ремня привода генератора, заверните болт и гайку.
Момент затяжки:
гайка: 29 Н.м
болт: 69 Н.м
8. Установите амортизатор правой опоры двигателя и затяните четыре болта опоры двигателя и затяните четыре болта и две гайки его крепления:
момент затяжки: 52 Н.м 9. Установите крышку головки блока цилиндров.
10. Установите катушки зажигания, крышку головки блока цилиндров с прокладкой.
11. Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек масла.
Диагностика |
---|
Проверка датчика дроссельной заслонки
1. Снимите разъем с датчика.2. Измерьте сопротивление между выводами "VC" (1) и "E2" (2).
3. Сравните полученное значение с номинальным из таблицы.
4. Измерьте сопротивление между выводами "VTA" и "E2", при перемещении дроссельной заслонки (открытие / закрытие). Сопротивление должно увеличиваться по мере открытия дроссельной заслонки.
Внимание! возможно применение разных датчиков:
(тип 2, TMUK) (тип 2)
Положение дроссельной заслонки | Контакты разъема датчика | Значение |
Полностью закрыта | VTA - E2 | 0.2 - 0.7 кОм |
Полностью открыта | VTA - E2 | 5.2 - 5.7 кОм |
- | VC - E2 | 5.2 - 5.9 кОм |
Есть общий алгоритм проверки датчика дроссельной заслонки, не зависящий от года выпуска двигателя.
Универсальный алгоритм проверки 3х контактного датчика положения дроссельной заслонки:
Распиновка датчика дроссельной заслонки
VC + 5 вольтE2 - масса датчиков
VTA - сигнальный выход с датчика дроссельной заслонки.
1. Снимаем разъем с датчика
2. Подключаем мультиметр в режиме омметра к контактам VC - E2 датчика и замеряем сопротивление. (к примеру это значение 10 кОм)
3. подключаем мультиметр в режиме омметра к контактам VTA - E2 и замеряем сопротивление:
При полностью закрытой дроссельной заслонки сопротивление должно быть близко к 0
При полностью открытой дроссельной заслонки сопротивление должно быть близко к измеренному ранее между контактами VC - E2 (в нашем примере 10 кОм)
4. Плавно открывайте дроссельную заслонку и наблюдайте за показаниями мультиметра, мультиметр должен так же плавно показывать изменение сопротивления от 0 до максимального. При этом не приемлемы резкие скачки показания сопротивления при плавном открытии дросселя. Если вы будите наблюдать подобное то датчик положения дроссельной заслонки не исправен.
Проверка клапана холостого хода
Примечание:- Поскольку интегральная цепь, преобразующая сигналы от электронного блока управления, встроена в клапан, то осуществлять проверку сопротивлении или функционирования снятого клапана нельзя.
- после проверки сотрите ошибки диагностики в памяти блока управления.
- при наличии постоянной ошибки фиксируется код ошибки, кроме случаев залипания клапана, то есть когда его цепи управления исправны, а сам шток не двигается, в этом случае блок не "видит" проблемы.
1. Снимите клапан ISCV с корпуса дроссельной заслонки.
2. Подключите клапан к его штатному разъему управление.
3. Включите зажигание и наблюдайте работу клапана (движение штока).
Шток клапана должен переместиться по следующему алгоритму:
Нейтральной положение (открыт на 50%) - полностью закрыт - полностью открыт - нейтральное положение (открыт на 50%).
Время срабатывания должно быть примерно 0,5 секунды. Осциллограмма на управляющем контакте "RSO" и "E1"
1ZZ-FE Проверка датчика расхода воздуха
В датчике расхода воздуха установлен датчик температуры входящего воздуха.1. Проверяем напряжения сигнала расходомера воздуха:
1.1 подайте напряжения аккумуляторной батареи на выводы "+B" (1)(+ плюс) и "E2G" (2)(- минус).
1.2 подсоедините вольтаметр к выводам "VG" (3) (+ плюс) и "E2G" (2) (- минус).
1.3 подайте на расходомер поток воздуха и убедитесь, что напряжение изменяется.
Датчик без разъема Со стороны разъёма
Распиновка разъёма датчика расхода воздуха
1 - B+ - Плюс 12 вольт от главного реле2 - VG - - плюсовой выход сигнала датчика расхода воздуха
3 - E2G - минусовой выход сигнала датчика расхода воздуха
4 - THA - сигнал датчика температуры
5 - E2 - масса датчиков
Схема подключения датчика
1ZZ-FE Проверка датчика температуры впускного воздуха
Датчик измерения температуры входящего воздуха интегрирован в датчик расхода воздуха.Измерьте сопротивление между контактами датчика "THA" - "E2" и сравните с эталонным:
со стороны датчика со стороны разъёма датчика
Разпиновка разъёма датчика:
4 - THA - сигнал датчика температуры5 - E2 - масса датчиков
Сопротивление | Температура датчика (окружающей среды) |
13,6 - 18,4 кОм | - 20 С |
2,21 - 2,69 кОм | 20 С |
0,49 - 0,67 кОм | 60 С |