Ошибка P0120: Неисправность цепи датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) - причины и ремонт на Nissan, Renault,

Ответить
morskoj
Site Admin
Сообщения: 13042
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение

Ошибка P0120: Неисправность цепи датчика “А” положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Код неисправности P0120 — один из самых распространенных диагнозов системы управления двигателем. Его формулировка звучит как «Неисправность цепи датчика “А” положения дроссельной заслонки / Throttle Pedal Position Sensor/Switch “A” Circuit Malfunction». ЭБУ двигателя фиксирует эту ошибку, когда сигнал от основного датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) выходит за пределы ожидаемого диапазона или отсутствует вовсе. С этой проблемой сталкиваются владельцы самых разных марок автомобилей, включая Nissan, Renault, Mitsubishi, Toyota, Opel и Mercedes.

Ошибка P0120
Ошибка P0120
wT0GyRheK8yiyUKo1v7pVA1qPKA-1920.jpg (842.98 КБ) 16 просмотров

Что означает ошибка P0120?

Современный двигатель оснащен одним или двумя датчиками положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), которые отслеживают угол ее открытия. Эти датчики (часто называемые ДПДЗ1 и ДПДЗ2) являются потенциометрами. ЭБУ подает на них опорное напряжение (+5V), а в ответ получает сигнальное напряжение, которое изменяется в зависимости от положения педали газа и самой заслонки.

Ошибка P0120 означает, что ЭБУ обнаружил обрыв, короткое замыкание, или сигнал с датчика «А» (основного) не соответствует показаниям других датчиков (например, датчика педали акселератора). Это делает невозможным точное определение нагрузки на двигатель, что критично для расчета подачи топлива и управления оборотами.

Причины возникновения ошибки P0120

  • Неисправный датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Самая частая причина. Изнашивается резистивный слой внутри датчика, что приводит к «провалам» в сигнале или его полному отсутствию.
  • Обрыв или короткое замыкание в проводке. Поврежденные, перетертые или перегоревшие провода, идущие к датчику (масса, опорное +5V, сигнальный провод).
  • Плохой контакт в разъеме датчика. Окисление контактов, их разболтанность, попадание влаги или грязи.
  • Неисправность самого дроссельного узла. Заклинивание заслонки, чрезмерный износ механических частей.
  • Низкое напряжение в бортовой сети. Проблемы с генератором или аккумулятором могут вызывать скачки напряжения, которые ЭБУ интерпретирует как неисправность.
  • Проблемы с педалью акселератора. На автомобилях с электронной педалью газа (E-Gas) несоответствие сигналов между педалью и дросселем может вызвать эту ошибку.
  • Крайне редко — сбой или неисправность блока управления двигателем (ЭБУ).

Симптомы неисправности

  • Горит лампа Check Engine.
  • Переход в аварийный режим работы двигателя («limp mode»). Обороты ограничиваются (1500-2500 об/мин), пропадает тяга, автомобиль плохо разгоняется.
  • Неустойчивые холостые обороты (двигатель «троит», глохнет).
  • Провалы и рывки при нажатии на педаль газа.
  • Повышенный расход топлива.
  • Иногда — самопроизвольное изменение оборотов без участия водителя.

Диагностика и устранение ошибки P0120

Для диагностики потребуется мультиметр и, желательно, диагностический сканер (OBD).

Порядок действий:
Визуальный осмотр.
  • Первым делом найдите дроссельный узел и датчик положения дроссельной заслонки. Тщательно осмотрите разъем и провода, идущие к нему, на предмет повреждений, окисления, следов влаги.
  • Считывание данных в реальном времени. С помощью сканера посмотрите текущие показания ДПДЗ в процентах открытия или в вольтах. Медленно нажимайте педаль газа. Показания должны меняться плавно, без резких скачков и провалов. Резкие изменения говорят о неисправности датчика.
Проверка напряжения.
  • Включите зажигание, но не запускайте двигатель. Отсоедините разъем датчика. Измерьте напряжение на колодке жгута проводов:
  • Между массой и *опорным проводом (+5V)* должно быть стабильное напряжение ~5V.
  • Между массой и сигнальным проводом при закрытой заслонке обычно должно быть около 0.3-0.7V, при полностью открытой — около 4V.
    Если опорного напряжения нет, проблема в цепи к ЭБУ.
  • Проверка сопротивления датчика. Отключите датчик. Измерьте сопротивление между выводами (между массой и сигнальным выводом). Медленно поворачивайте сектор дроссельной заслонки. Сопротивление должно меняться плавно. Любые скачки или бесконечное сопротивление указывают на неисправность ДПДЗ.
Чистка дроссельной заслонки.
  • Иногда причиной некорректных показаний является сильное загрязнение дроссельного узла, мешающее нормальному движению заслонки.
Чистка дроссельной заслонки.
Чистка дроссельной заслонки.
IMG_20250818_090407.jpg (945.68 КБ) 16 просмотров
После ремонта (замена датчика, восстановление проводки, чистка контактов) необходимо стереть ошибку P0120 с помощью сканера. На некоторых автомобилях (например, Opel Vectra B) после замены датчика может потребоваться адаптация дроссельной заслонки (обучение), иначе ошибка не стирается или появляется вновь.

Особенности для конкретных моделей

  • P0120 Nissan (X-Trail T30, R9M), Renault (Logan): Чаще всего виноват сам датчик.
  • P0120 Mitsubishi (Lancer 9, Pajero): Требуется тщательная проверка контактов и проводки. На Lancer 9 1.6 распространена замена всего дроссельного узла в сборе.
  • P0120 Toyota (с двигателем 1NZ): Помимо датчика, стоит проверить состояние дроссельной заслонки.
  • P0120 Opel (Vectra B): Классическая проблема, часто решается заменой ДПДЗ и последующей адаптацией.
  • P0120 Mercedes: Может быть связан с неисправностью модуля педали акселератора.
Игнорирование ошибки P0120 приводит к постоянной работе двигателя в аварийном режиме, что не только доставляет неудобства, но и может привести к повышенному износу двигателя и коробки передач.
Ответить