Блоки управления двигателем - теория, признаки неисправности
Определение движения по дороге с плохим покрытием
Определение движения по дороге с плохим покрытием
Плохое покрытие дороги также влияет на скорость вращения коленчатого вала. При движении по такой дороге изменяется угловая скорость вращения коленчатого вала. В результате ЭБУ двигателя может воспринять это как пропуск зажигания. Для предотвращения подобной ситуации необходимы дополнительные опорные входные сигналы. На автомобилях KIA используется два типа таких сигналов.
Определение движения по дороге с плохим покрытием с помощью датчика скорости переднего правого колеса
В этом случае движение по плохой дороге определяется по сигналу датчика скорости переднего правого колеса. При движении по плохой дороге изменяется скорость вращения колеса, что также изменяет амплитуду и частоту сигнала датчика скорости колеса.
Определение движения по дороге с плохим покрытием с помощью датчика ускорения
В этом случае движение по плохой дороге определяется датчиком ускорения, и ЭБУ не определяет пропуск зажигания. Датчик расположен на подкрылке левого колеса, рядом с основным каркасом шасси автомобиля. ЭБУ подает на датчик ускорения питание 5 В. Под действием продольных сил форма пьезовой диафрагмы, расположенной внутри датчика ускорения, изменяется, что приводит к изменению его сопротивления. Следова-тельно, изменяется и выходное напряжение датчика. ЭБУ обрабатывает сигнал датчика и определяет движение по дороге с плохим покрытием.
Определение пропуска зажигания с помощью датчика неисправности в зажигании
ЭБУ проверяет работу системы зажигания с помощью датчика неисправности в зажигании. Данный датчик измеряет противодействующую электродвижущую силу, образуемую в первичной обмотке и цепи для генерации сигнала неисправности в зажигании (lGf). Датчик неисправности в зажигании подключен к источнику питания (В+), «массе», первичной обмотке катушки зажигания (IG+) и линии сигнала неисправности в зажигании (IGf) (5 В от ЭБУ). При необходимости образования искры ЭБУ прекращает подачу питания (IB) на транзистор, расположенный внутри катушки зажигания. При исчезновении магнитного поля во вторичной обмотке образуется напряжение, что и приводит к образованию искры в свече зажигания. Кроме того, при этом в первичной обмотке также генерируется напряжение. Оно подается в сравнивающее устройство датчика неисправности в зажигании. Пропуск зажигания не определяется, пока измеренное значение напряжения в первичной обмотке равно или превышает справочное значение напряжения (VB) в сравнивающем устройстве. В этом случае транзистор датчика неисправности в зажигании выключается импульсным генератором. При этом линия сигнала неисправности в зажигании не подключена к «массе», поэтому ЭБУ определяет максимальное напряжение. При определении пропуска зажигания ЭБУ прекращает выключать форсунки тех цилиндров, в которых не обнаружен пропуск зажигания. Таким образом предотвращается вероятность перегрева и повреждения каталитического нейтрализатора.
Проверка системы улавливания паров топлива под давлением
На автомобилях, к которым предъявляются повышенные требования к улавливанию паров топлива, производится проверка данной системы под давлением. При поиске утечек в сис-теме улавливания паров топлива используются входной сигнал об уровне топлива (FLI), паровой клапан (VMV), нагнетательный насос и запорный клапан. Проверка герметичности системы производится при условиях, при которых образование паров и изменение давления в топливном баке сводятся к минимуму, так как это может привести к неверному включению сигнальной лампы MIL. Система проверяется через 6-8 часов после выключения двигателя и при движении с постоянной скоростью по магистрали при температуре окружающего воздуха 40-100°F. Проверка заправки производится при запуске двигателя. Если при запуске двигателя уровень топлива не менее чем на 20% больше, чем при выключении, выводится соответствующий сигнал. Он присутствует, пока не завершается эталонный режим проверки системы улавливания паров топлива (см. ниже).
Нормальный режим
В нормальном режиме электродвигатель нагнетательного насоса выключен. Пары топлива удаляются из угольного адсорбера за счет создаваемого двигателем разрежения. При этом питание на запорный клапан не подается, и он остается в открытом положении.
Эталонный режим
Паровой клапан закрыт, что герметизирует всю систему улавливания паров топлива. Запорный клапан остается открытым. Начинает работать нагнетательный насос. Он всасывает воздух через калиброванное отверстие в паровой трубке. При данных условиях измеряется потребление тока электродвигателем. На основании полученного значения производится расчет утечки (см. режим утечки).
Режим проверки
На запорный клапан подается напряжение, что открывает путь к угольному адсорберу. Электродвигатель нагнетательного насоса начинает работать, и насос нагнетает воздух в угольный адсорбер и топливный бак. При этом паровой клапан закрывается. ЭБУ измеряет потребление тока электродвигателем. При наличии утечки в системе улавливания паров топлива электродвигатель потребляет мало тока. В зависимости от измеренного значения потребления тока ЭБУ распознает небольшие (менее 0,002) и большие утечки (более 0,04).
Проверка системы улавливания паров топлива при разрежении
На автомобилях, к которым предъявляются повышенные требования к улавливанию паров топлива, производится проверка данной системы при разрежении. При поиске утечек в системе улавливания паров топлива используются преобразователь давления в топливном баке (FTPT), электромагнитный клапан вентиляции адсорбера (CVS), входной сигнал об уровне топлива (FLI) и паровой клапан (VMV). Проверка герметичности системы производится при условиях, при которых образование паров и изменение давления в топливном баке сводятся к минимуму, так как этом может привести к неверному включению сигнальной лампы MIL. Система проверяется через 6-8 часов после выключения двигателя и при движении с постоянной скоростью по магистрали при температуре окружающего воздуха 40 100°F. Проверка заправки производится при запуске двигателя. Если при запуске двигателя уровень топлива не менее чем на 20% больше, чем при выключении, выводится соответствующий сигнал. Он присутствует, пока не завершается эталонный режим проверки системы улавливания паров топлива (см. ниже). Для герметизации системы улавливания паров топлива закрывается электромагнитный клапан вентиляции адсорбера. Затем открывается паровой клапан, и в системе создается разрежение. Если разрежение не создается, определяется большая утечка из системы. Причиной может служить неплотно закрытая крышка наливной горловины топливного бака, большое отверстие, переполненный топливный бак, отсоединенные или перекрученные паровые шланги, заклиненный в открытом положении электромагнитный клапан вентиляции адсорбера или заклиненный в закрытом положении паровой клапан. При чрезмерном начальном разрежении определяется неисправность в подаче разрежения. Причиной могут быть перекрученные паровые шланги или заклиненный в открытом положении паровой клапан. При регистрации кода неисправности последующие этапы 1 4 проверки системы улавливания паров топлива не производятся.
При достижении заданного значения разрежения паровой клапан закрывается, разрежение стабилизируется. Затем разрежение удерживается в течение определенного промежутка времени, в конце которого определяется значение разрежения. После сравнения значений начального и конечного разрежений определяется, превышает ли изменение значения разрежения коэффициент утечки. Входной сигнал уровня топлива необходим для регулировки коэффициента утечки разрежения в соответствии с объемом паров топлива в баке. На этом этапе проверки должны поддерживаться неизменные условия. При наличии чрезмерной нагрузки на двигатель, давления в топливном баке или входного сигнала уровня топлива проверка прекращается, так как эти параметры являются показателями разбрызгивания топлива. После этого проверка будет начата повторно (до 20 и более раз). Если при последующих проверках коэффициент утечки разрежения не превышается, вероятна утечка, поэтому производится окончательная проверка образования паров (этапы 3 4). При чрезмерном образовании паров включается сигнальная лампа MIL. Проверка образования паров топлива производится следующим образом: устраняется разрежение, закрывается паровой клапан, и по истечении определенного времени определяется, остается ли давление в топливном баке низким или повышается вследствие образования паров топлива. Если повышение давление вследствие образования паров топлива не превышает пороговое ограничение абсолютного давления и изменения давления, регистрируется код DTC.
[attachment=0]Screenshot_42.jpg[/attachment]
[p]На автомобилях с системой EOBD осуществляется проверка цепи клапана продувки адсорбера на наличие обрыва или короткого замыкания.[/p]
- Вложения
-
- Проверка системы улавливания паров топлива
при разрежении (EOBD) - Screenshot_42.jpg (111.44 КБ) 93 просмотра
Проверка клапана EGR
При повышении температуры в камере сгорания образуются оксиды азота (NOХ). При температуре 2500 градусов Фаренгейта и выше содержащиеся в камере сгорания азот и кислород вступают в химическую реакцию и образуют оксиды азота. Клапан системы EGR возвращает часть отработавших газов в камеру сгорания. Отработавшие газы повторно сгореть уже не могут. Они заменяют собой часть впускаемого в камеру сгорания заряда, замедляя таким образом химический процесс и охлаждая камеру сгорания на несколько сотен градусов. В результате снижается количество образуемых оксидов азота. На автомобилях с системой OBD II работа системы EGR контролируется. Предметом контроля является чрезмерно большой или малый поток отработавших газов. Для этого используется два типа проверки.
Вариант 1, с помощью датчика MAP
Контролируя изменение давления во впускном коллекторе, вызванное включением и выключением клапана EGR, ЭБУ отслеживает поток рециркулируемых отработавших газов. Например, при проведении проверки клапан EGR принудительно открывается при закрытой дроссельной заслонке (замедлении) и/или принудительно закрывается в ее постоянном положении. Одно из этих действий должно изменить давление во впускном коллекторе.
Вариант 2, с помощью краткосрочной коррекции подачи топлива
ЭБУ периодически включает/выключает клапан EGR и следит за изменением значения краткосрочной коррекции подачи топлива. При открытом клапане EGR отработавшие газы заменяют собой часть топливовоздушной смеси. При закрытом клапане EGR в камеру сгорания попадает больше кислорода, что в некоторой степени обедняет смесь. В результате от кислородного датчика в ЭБУ поступает сигнал обедненной смеси, что, в свою очередь, повышает длительность сигнала. При этом проверяется, приводит ли это к изменению сигнала кислородного датчика. Проверка повторяется, и высчитывается среднее значение.
Система EOBD дизельных двигателей
С января 2004 года система EOBD устанавливается на автомобили с дизельными двигателями. В зависимости от классов автомобилей применяются новые требования.
Система EOBD дизельных двигателей проверяет топливную систему, систему EGR и другие системы, а также при обнаружении неисправности включает сигнальную лампу MIL.
Сигнальная лампа неисправности (MIL)
Сигнальная лампа MIL включается при обнаружении неисправности и остается включенной, пока данная неисправность не будет устранена. В памяти ЭБУ сохраняется код DTC. При самодиагностике проверяется электропроводность цепи, отсутствие обрывов и наличие нормального диапазона. Если в трех последующих циклах движения неисправность не обнаруживается или если код DTC удаляется с помощью диагностического прибора, сигнальная лампа MIL выключается.
Коды неисправности (DTC) системы OBD
Коды DTC генерируются системой OBD и хранятся в запоминающем устройстве ЭБУ. По ним можно определить неисправную цепь. Вне зависимости от того, является ли неисправность постоянной или плавающей, соответствующий данной неисправности код хранится в долгосрочной памяти ЭБУ. Система EOBD дизельного двигателя предоставляет важную информацию о неисправностях систем и узлов, влияющих на токсичность отработавших газов.
Снимок показаний датчиков и сигнал готовности
Снимок показаний датчиков
Базовая калибровка большинства топливных систем постоянно изменяется, что необходимо для компенсации изменений атмосферного давления, температуры, расхода топлива, модификаций узлов и других факторов. Пока такие корректировки остаются в допустимых пределах, они считаются нормальными. Система EOBD дизельных двигателей предназначена также для того, чтобы определять ненормальные режимы работы топливных систем, что может быть вызвано, например, неисправной форсункой или другой неисправностью механического узла. Если такая работа продолжается более допустимого промежутка времени, регистрируется код DTC. При регистрации кода DTC запоминаются определенные параметры работы двигателя в момент регистрации кода. Данные из ЭБУ, куда они посту¬пают от датчиков, являются фактическими, а не по умолчанию или подстановочными. Данный снимок показаний датчиков можно считать с помощью диагностического прибора. При выборе в меню диагностического прибора пункта Diagnostic Trouble Codes отобража¬ются коды DTC. Для считывания снимка показаний датчиков следует нажать кнопку DTAL.
Примечание
Снимок показаний датчиков создается только для кодов DTC системы EOBD дизельного двигателя!
Сигнал готовности
Проверка готовки — это проверка, которую выполняет ЭБУ для контроля работоспособности различных узлов и систем. При получении положительных результатов проверки для проверяемой системы или функции выводится сигнал готовности.
Проверяемые узлы и системы сгруппированы в классы.
1. Топливная система: элементы топливной системы.
2. Система EGR: элементы системы EGR.
3. Другие элементы: узлы и системы, не вошедшие в два других класса.
Примечание
Состояние готовности невозможно проверить с помощью диагностического прибора.
Проверка топливной системы
Элементы топливной системы проверяются на наличие обрыва или короткого замыкания в цепях и нормального рабочего диапазона. К данным элементам относятся:
- – датчик температуры топлива;
- – регулятор давления;
- – датчик давления топлива в рампе;
- – форсунки.
Проверка системы EGR
Контролируя изменение расхода воздуха, вызванное включением и выключением клапана EGR, ЭБУ отслеживает поток рециркулируемых отработавших газов. При этом определяется неисправность и регистрируется код DTC.