Электрооборудование двигателя - от генератора до стартера
Система зажигания с распределителем транзисторного типа
Позднее были разработаны системы зажигания с распределителем и механическим / вакуумным регулятором угла опережения зажигания, но с электронным устройством, например элементом Холла, в качестве триггера образования искры. Для включения необходимого тока в таких системах применяется транзисторный усилитель.
Свечи зажигания
Несмотря на то, что свечи зажигания сравнительно дешевы и меняются во время плановых ТО, они играют немаловажную роль в обеспечении не только заданных характеристик двигателя, но и его надежности и срока службы. Ассортимент свечей зажигания отличается большим разнообразием. Предлагаются свечи зажигания с различным калильным числом, различными размерами резьбовой части, с внутренним резистором или без него, они могут быть изготовлены из различных материалов. Крайне важно использовать рекомендуемые свечи зажигания, так как свеча с неверными характеристиками может стать причиной выхода двигателя из строя. Одним из важнейших параметров свечи является калильное число, т. е. та температура, до которой нагревается свеча во время работы двигателя. Калильное число свечи должно соответствовать двигателю, так как в процессе сгорания в разных двигателях производится различное количество теплоты. Если свеча будет слишком «холодной», то на ней будет оседать нагар, что может стать причиной пропуска зажигания. И наоборот: слишком «горячая» свеча приводит к самовоспламенению топливовоздушной смеси (детонация). Свеча может даже расплавиться. В обоих случаях двигатель может выйти из строя. Это и обуславливает такое разнообразие свечей зажигания, которые необходимо очень внимательно подбирать под конкретный двигатель. Для продления срока службы свечи могут изготавливаться из различных материалов. Например, электроды могут быть платиновыми или иридиевыми. Следует придерживаться рекомендуемого способа и момента затяжки свечи, так как свечи зажигания различаются также по способу уплотнения в камере сгорания: конические свечи и свечи с кольцевым уплотнением.
Поиск неисправностей по состоянию свечей зажигания
В данной таблице представлены фотографии свечей в различных состояниях и указаны возможные причины такого состояния. Вывернутые свечи зажигания необходимо осмотреть по двум причинам: убедиться, что их состояние находится в норме, и понять, как должна выглядеть исправная свеча.
Нормальное состояние Тепловой зазор изолятора свечи зажигания имеет цвет от серовато-белого или серовато - желтого до коричневого. Двигатель в порядке. Тепловая Характеристика свечи зажигания соответствует двигателю. Состав топливовоздушной смеси и опережение зажигания в норме, пропуск зажигания отсутствует, устройство запуска холодного двигателя работает исправно. Отложения присадок топлива, содержащих свинец, или легирующих элементов моторного масла отсутствуют. Признаки перегрева не наблюдается. | |
Загрязнение свечей Тепловой конус изолятора свечи зажигания, электроды и обойма покрыты сажей серовато- черного цвета. Причина: неверный состав топливовоздушной смеси (настройка карбюратора, системы впрыска топлива): слишком богатая смесь, загрязнен воздушный фильтр, автоматическая заслонка подсоса неисправна или ручная выдвинута слишком далека и перекрывает канал поступления воздуха в двигатель, либо были частые поездки на небольшие расстояния, установлена "холодная" свеча зажигания, низкое калильное число. | |
Загрязнение маслом Тепловой конус изолятора свечи зажигания, электроды и обойма покрыты небольшим слоем жирной сажи. Причина: слишком много масла в камере сгорания. Слишком высокий уровень моторного масла, сильно изношенные поршневые кольца, цилиндры и направляющие втулки клапанов. В двухтактных двигателях слишком высокое содержание масла в смеси. Последствия: пропуск зажигания, затрудненный запуск двигателя. Способ устранения: капитальный ремонт двигателя, регулировка содержания масла топлива в смеси (для двухтактных двигателе), установка новых свечей зажигания. | |
Загрязнение свинцовыми отложениями Тепловой зазор изолятора свечи зажигания покрыт блестящим слоем коричневого, желтого или зеленоватого цвета. Причина: наличие частиц свинца в топливе. Покрытие появляется в результате возрастания нагрузки на двигатель после его работы с частичной нагрузкой. Последствия: при большой нагрузке это покрытие начинает проводить ток, что приводит к пропуску зажигания. Способ устранения: установка новых свечей зажигания - очистка старых бессмысленных. | |
Заметное загрязнение свинцом Тепловой конус изолятора свечи зажигания покрыт толстым блестящим слоем коричневого, желтого или зеленоватого цвета. Причина: наличие частиц свинца в топливе. Покрытие появляется в результате возрастания нагрузки на двигатель после его работы с частичной нагрузкой. Последствия: при большой нагрузке покрытие начинает проводить ток, что приводит к пропуску зажигания. Способ устранения: установка новых свечей зажигания - очистка старых бессмысленно. | |
Образование пепла Тепловой конус изолятора свечи зажигания, продувочная зона и боковой электрод покрыты толстым слоем пепла, образованного сгоранием присадок топлива и моторного масла. Пепел рыхлый или слегка затвердевший. Причина: легирующие элементы, в частности моторного масла, могут привести к образованию пепла в камере сгорания и на свече зажигания. Последствия: может стать причиной самовоспламенения, падения мощности и даже выхода двигателя из строя. Способ устранения: ремонт двигателя. Установка новых свечей зажигания. Возможно, использование моторного масла другого типа. | |
Центральный электрод покрыт оплавленными отложениями Оплавленные отложения на центральном электроде. Конец изолятора покрыт пузырьками и мягок на ощупь. Причина: перегрев в результате самовоспламенения, вызванного, например, слишком поздним зажиганием, нагаром в камере сгорания, поврежденными клапанами, неисправным распределителем зажигания, топливом низкого качества. Возможно, слишком низкое калильное число свечи зажигания. Последствия: пропуск зажигания, снижение мощности (неисправность двигателя). Способ устранения: проверка двигателя и систем зажигания, впуска и впрыска. Установка новых свечей зажигания, с соответствующим калильным числом. | |
Частично оплавленный центральный электрод Центральный электрод оплавлен, боковой электрод сильно поврежден. Причина: перегрев в результате самовоспламенения, вызванного, например, слишком поздним зажиганием, нагаром в камере сгорания, поврежденными клапанами, неисправным распределителем зажигания, топливом низкого качества. Последствия: Пропуски зажигания, снижение мощности (неисправность двигателя). Возможно образование трещин на тепловом конус изолятора свечи зажигания вследствие перегрева центрального электрода. Способ устранения: проверка двигателя и систем зажигания, впуска и впрыска. Установка новых свечей зажигания. | |
Частично оплавленные электроды Электроды имеют бугристую поверхность. Возможны отложения элементов, не входящих в состав свечи зажигания. Причина: перегрев в результате самовоспламенения, вызванного, например, слишком поздним зажиганием, нагаром в камере сгорания, поврежденными клапанами, неисправным распределителем зажигания, топливом низкого качества. Последствия: перед выходом двигателя из строя наблюдается заметное падение мощности. Способ устранения: проверка двигателя и системы впуска и впрыска. Установка новых свечей зажигания. | |
Сильный износ центрального электрода Причина: превышен срок замены свечи зажигания. Последствия: пропуск зажигания, особенно при разгоне (напряжение слишком низкое для образования искры в увеличившемся зазоре). Затрудненный запуск двигателя. Способ устранения: установка новых свечей зажигания. | |
Сильный износ бокового электрода Причина: агрессивные присадки топлива и моторного масла. Неэффективное перемешивание смеси в камере сгорания, возможно, в результате отложения на стенках нагара. Детонация двигателя. Перегрева не произошло. Последствия: пропуск зажигания, особенно при разгоне (напряжение слишком низкое для образования искры в увеличившемся зазоре). Затруднённый запуск двигателя. Способ устранения: установка новых свечей зажигания. | |
Образование трещин на тепловом конусе изолятора Причина: механическое повреждение (свеча зажигания падала или центральный электрод подвергся сильному воздействию). В крайнем случае отложения между тепловым конусом и центральным электродом, а также образование ржавчины на центральном электроде, могут стать причиной растрескивания теплового конуса, особенно при длительном сроке эксплуатации свечи. Последствия: пропуск зажигания, образование искры в момент, когда нет свежего заряда топливовоздушной смеси. Способ устранения: установка новых свечей зажигания. |
Определив неисправность системы зажигания, например пропуск зажигания или дето-нацию, следует выполнить определенные проверки. Способы регулировки и проверки зависят от конструкции системы зажигания. Проверка угла опережения зажигания — одна из самых важных. Затем проверяются провода высокого напряжения, ротор и крышка распределителя, катушка зажигания и пр. В системах зажигания старой конструкции может потребоваться проверить работоспособность механического регулятора угла опережения зажигания, а также вакуумного регулятора опережения / запаздывания зажигания.