Эксплуатация и техническое обслуживание автомобиля
Техническое обслуживание рулевого управления
При плановом техобслуживании проверяются свободный ход рулевого колеса и его возврат в положение прямолинейного движения. Свободный ход измеряется поворотом рулевого колеса вправо и влево. Допустимые значения свободного хода указаны в заводской инструкции соответствующего автомобиля. Усилие на рулевом колесе, а также скорость возврата рулевого колеса в положение прямолинейного движения не должны отличаться при медленном и резком повороте.
Проверка уровня жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления
Установить автомобиль на ровной площадке, запустить двигатель. На стоящем автомобиле несколько раз без перерыва повернуть рулевое колесо из стороны в сторону, чтобы жидкость гидроусилителя достигла рабочей температуры 50 60°C (122 140°F). На холостом ходу несколько раз повернуть рулевого колесо из одного крайнего положения в другое. Убедиться, что жидкость в бачке не вспенилась и не помутнела. Остановить двигатель и проверить, изменился ли уровень жидкости. Если уровень изменился на 5 мм (0,2 дюйма) или более, удалить воздух из системы. Если после остановки двигателя уровень жидкости резко поднимается, также следует удалить воздух из системы. Неполное удаление воздуха станет причиной жужжания при работе насоса гидроусилителя и шума в распределителе гидроусилителя, а также приведет к преждевременному выходу насоса из строя.
Замена жидкости в системе гидроусилителя рулевого управлени
яПриподнять переднюю часть автомобиля и установить на подставки. Отсоединить от бачка системы гидроусилителя возвратный шланг и отвернуть пробку. Присоединить к отсоединенному возвратному шлангу гибкий шланг и слить гидравлическую жидкость в подготовленную емкость. Снять предохранитель топливного насоса, запустить двигатель и дождаться его остановки. Периодически включая стартер, несколько раз повернуть рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, чтобы слить гидравлическую жидкость. Присоединить возвратный шланг и залить в бачок специальную гидравлическую жидкость.
Удаление воздуха
Снять предохранитель топливного насоса, запустить двигатель и дождаться его остановки. Периодически (на 15 20 секунд) включая стартер, пять-шесть раз повернуть рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При удалении воздуха из системы доливать гидравлическую жидкость, чтобы ее уровень не опускался ниже нижней части фильтра. При удалении воздуха на холостом ходу жидкость может вспениться. Поэтому удалять воздух следует только при прокручивании двигателя стартером. Установить на место предохранитель топливного насоса, запустить двигатель и оставить его работать на холостом ходу. Вращать рулевое колесо влево и вправо, пока в бачке перестанут появляться воздушные пузырьки. Запрещается удерживать рулевое колесо в крайнем положении более 10 секунд. Убедиться, что гидравлическая жидкость не мутная, а ее уровень находится на требуемой метке на стенке бачка. Убедиться, что уровень жидкости почти не изменяется при вращении рулевого колеса влево и вправо. При значительном изменении уровня следует повторить удаление воздуха. Резкое повышение уровня жидкости в бачке после остановки двигателя указывает на то, что в системе остался воздух. В этом случае при работе насоса гидроусилителя может быть слышен звонкий звук, а от распределителя гидроусилителя может исходить необычный шум.
Эксплуатация автомобиля
Чтобы обеспечить работу автомобиля в условиях безопасности и в штатном режиме, необходимо следовать указаниям данного раздела. В нем изложено описание основных систем автомобиля. Более подробные сведения по эксплуатации систем и оборудования конкретного автомобиля приведены в заводской инструкции и/или руководстве по эксплуатации. После выхода на рынок новой модели следует изучить руководство по эксплуатации данной модели и ознакомиться с ее системами и оборудованием.
Пользование АКП и блокировка рычага селектора
Во избежание случайного перемещения рычаг селектора можно установить в некоторые положения только после выполнения определенных действий. Например, для перемещения рычага в продольном направлении необходимо нажать на кнопку или сместить рычаг в сторону (на моделях со ступенчатой прорезью для рычага). Некоторые модели оборудованы механизмом блокировки. В этом случае переместить рычаг из положения «Р» можно, только если ключ вставлен в замок зажигания и не находится в положении «Lock», а педаль тормоза нажата.
Примечание: ключ можно извлечь из замка зажигания, только если рычаг селектора находится в положении «Р». Механизм блокировки может быть с тросовым приводом или с электронным управлением.
Примечание: ключ можно извлечь из замка зажигания, только если рычаг селектора находится в положении «Р». Механизм блокировки может быть с тросовым приводом или с электронным управлением.
Эксплуатация автомобиля с АКП
В зависимости от модели автомобиля рычаг селектора может устанавливаться: в 4 положения и использоваться спортивный режим, в 7 положений, есть также модели с выключателем повышающей передачи.Положения рычага селектора:
Положение «Р» используется на стоянке, выходной вал блокируется механически. Автомобиль невозможно сдвинуть с места, но двигатель можно запустить.
Для движения задним ходом необходимо перевести рычаг селектора в положение «R». Двигатель при этом положении рычага не запускается. Загораются лампы света заднего хода.
Положение «N» используется на стоящем автомобиле, а также для исключения медленного перемещения автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Выходной вал не заблокирован. Двигатель можно запустить.
Рычаг селектора устанавливается в положение «D» для движения передним ходом. Это стандартное положение для движения по дорогам общего пользования. Передачи переключаются автоматически и последовательно. Двигатель при этом положении рычага не запускается. Если не нажать на педаль тормоза, автомобиль будет медленно двигаться вперед.Для движения задним ходом необходимо перевести рычаг селектора в положение «R». Двигатель при этом положении рычага не запускается. Загораются лампы света заднего хода.
Положение «N» используется на стоящем автомобиле, а также для исключения медленного перемещения автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Выходной вал не заблокирован. Двигатель можно запустить.
При установке рычага селектора в положение «3» передачи переключаются с 1 й по 3 ю и наоборот. На некоторых моделях вместо положения «3» используется выключатель повышающей передачи. В этом случае при выключении повышающей передачи переключение передач происходит таким же образом. Двигатель при этом положении рычага не запускается.
При положении «2» происходит переключение только с 1-й передачи на 2-ю и наоборот. Двигатель при этом положении рычага не запускается.
При положении «L» рычага селектора постоянно включена 1-я передача. Двигатель при этом положении рычага не запускается.
Необходимость ограничить автоматическое переключение передач обычно возникает в следующих случаях: во избежание нежелательного переключения на высшую или низшую передачу при движении на подъем или для более эффективного торможения двигателем при движении по склону.
В коробке передач со спортивным режимом отсутствуют положения «3», «2» и «L». Для выбора передачи необходимо переместить рычаг в прорезь для ручного переключения и толкать его вперед (+) или назад (-).
Примечание: применявшиеся ранее коробки передач с полностью механическим управлением оснащались дополнительным тросом, который требовалось регулировать для четкого переключения передач — тросом режима максимального ускорения с включением пониженной передачи («кик-даун»).
Использование систем полного привода
[imgtext]Существуют две модификации системы полного привода. Одной из них является система подключаемого полного привода. В этой системе привод на вторую ось включается при движении по скользкой дороге или бездорожью. В качестве примера приведена система подключаемого полного привода EST модели Sorento.
Режим «2Н»: режим «2Н» можно включать во время движения, эта операция называется SOFT (Shift On The Fly, переключение на ходу).
Режим «4Н»: режим полного привода на высоких скоростях допускается включать во время движения автомобиля со скоростью до 80 км/ч. После включения раздаточной коробки межосевая система отключения подключает передний мост, включается полный привод, и загорается контрольная лампа включения полного привода. Более подробное описание принципа работы межосевой системы отключения CADS приводится далее.
Режим «4L»: режим «4L» включается на стоящем автомобиле или на скорости не более 3 км/ч. При включении данного режима загорается контрольная лампа режима «4L». В холодную погоду или при движении с высокой скоростью включение раздаточной коробки может быть затруднено. В этом случае блок управления системы полного привода выполняет еще две попытки включить раздаточную коробку. Если эти попытки окажутся неудачными, блок управления предупреждает об этом водителя включением контрольных ламп. При наличии неисправности обе контрольные лампы не гаснут, а система полного привода EST отключается. Контрольные лампы гаснут при включении зажигания после устранения неисправности.[/imgtext]
Другой разновидностью является система постоянного полного привода с автоматическим управлением, позволяющая включить режим полного привода при движении по сухой мощеной дороге. В качестве примера рассмотрим систему постоянного полного привода ITM модели Sportage (KM). Данная система всегда находится в автоматическом режиме полного привода «4WD», т. е. система автоматически отключает или подключает один из мостов в зависимости от условий движения. В очень тяжелых дорожных условиях при нажатии на кнопку блокировки полного привода включается режим постоянного полного привода. Данный режим не следует использовать при движении по сухой мощеной дороге.
Система самовыравнивания положения кузова
Система самовыравнивания предназначена для повышения безопасности и комфортабельности езды на загруженном автомобиле. От водителя не требуется никаких дополнительных действий — система автоматически регулирует высоту кузова после загрузки автомобиля. Однако при этом водитель должен аккуратно управлять автомобилем, так как кузов автомобиля перемещается в вертикальном направлении, что необходимо для создания внутреннего насосного эффекта.
Запасное колесо и Аварийная ручка открывания крышки наливной горловины топливного бака
Запасное колесо может располагаться в различных положениях, однако чаще всего оно находится в багажном отделении, что облегчает доступ к нему. На фотографии изображено запасное колесо модели BL, расположенное под днищем кузова. Колесо удерживается стальным тросом, соединенным с лебедкой запасного колеса. Для снятия и установки запасного колеса с таким расположением необходимо выполнить следующие действия.
Снятие запасного колеса
- 1. Открыть дверь багажного отделения.
- 2. Отверткой или монетой снять крышку болта крепления.
- 3. Установить на болт рукоятку домкрата и вращать ее против часовой стрелки, пока запасное колесо не коснется земли.
- 4. Извлечь колесо из-под автомобиля
Установка запасного колеса
- 1. Положить колесо вентилем вверх.
- 2. Пододвинуть колесо под автомобиль и пропустить через ступицу колеса держатель.
- 3. Держатель устанавливается через отверстие под гайку ступицы.
- 4. Вращать ручку по часовой стрелке, пока не раздастся щелчок.
- 5. С помощью отвертки или монеты установить крышку болта крепления.
На автомобилях с центральным замком или дистанционным приводом открывания крышки наливной горловины топливного бака имеется аварийная ручка открывания крышки. Если крышка наливной горловины топливного бака не открывается с помощью дистанционного привода, ее можно открыть вручную. Для этого необходимо высвободить фиксаторы, снять облицовку багажного отделения и вытянуть аварийную ручку.
Противоугонная система
Многие автомобили оснащаются системой дистанционного управления замками дверей с помощью пульта дистанционного управления. Часто система дистанционного управления замками дверей устанавливается вместе с противоугонной системой. Противоугонная система предупреждает об открытии дверей автомобиля без соответствующего кода, посылаемого передатчиком системы. В этом случае включается сирена, указатели поворота включаются в режиме аварийной сигнализации, а также блокируется стартер.
Еще одним противоугонным устройством является иммобилайзер. В ключ встроено электронное устройство с кодом, без которого запуск двигателя невозможен. Данное устройство получило название «транспондер». При включении зажигания транспондер посылает код в иммобилайзер, который проверяет его правильность. Если код неверен или не посылается, запуск двигателя блокируется отсечкой подачи топлива.
Примечание: нельзя подносить близко друг к другу два транспондера, как указано на рисунке, так как это может осложнить регистрацию или запуск двигателя.
Дополнительная информация: сигнал передается только под углом 24 градуса, следовательно, если ключ сильно погнут, передача сигнала может быть затруднена.
Еще одним противоугонным устройством является иммобилайзер. В ключ встроено электронное устройство с кодом, без которого запуск двигателя невозможен. Данное устройство получило название «транспондер». При включении зажигания транспондер посылает код в иммобилайзер, который проверяет его правильность. Если код неверен или не посылается, запуск двигателя блокируется отсечкой подачи топлива.
Примечание: нельзя подносить близко друг к другу два транспондера, как указано на рисунке, так как это может осложнить регистрацию или запуск двигателя.
Дополнительная информация: сигнал передается только под углом 24 градуса, следовательно, если ключ сильно погнут, передача сигнала может быть затруднена.
Средства обеспечения безопасности и повышения комфорта
Современные автомобили комплектуются разнообразными системами, повышающими удобство вождения. На последних моделях KIA большинство подобных систем управляются контроллером автомобиля (BCM). Контроллер автомобиля управляет такими новыми функциями, как предупреждение о не пристёгнутом ремне безопасности водителя, предупреждение о необходимости пристегнуться ремнем безопасности, управление обогревом ветрового стекла и контрольной лампой противоугонной системы. С помощью сканера Hi-Scan Pro Scan Tool можно считать текущие данные и диагностические коды неисправностей. Кроме того, можно проверить и настроить систему по желанию водителя. В качестве примера рассмотрена модель MG Optima с травм безопасными электростеклоподъемниками с функцией автоматического подъема стекла. После отключения и подключения аккумуляторной батареи функция автоматического подъема стекол перестает работать. Для восстановления ее работоспособности требуется выполнить инициализацию.
Инициализация травмобезопасных электростеклоподъемников: травмобезопасные электростеклоподъемники требуется инициализировать, если аккумуляторная батарея была отключена более чем на 5 минут. Поднять стекло (открытое) и удерживать переключатель дольше 0,2 секунды при нахождении стекла в крайнем верхнем положении. До инициализации стекла опускаются и поднимаются вручную, функция автоматического подъема не действует.
Инициализация травмобезопасных электростеклоподъемников: травмобезопасные электростеклоподъемники требуется инициализировать, если аккумуляторная батарея была отключена более чем на 5 минут. Поднять стекло (открытое) и удерживать переключатель дольше 0,2 секунды при нахождении стекла в крайнем верхнем положении. До инициализации стекла опускаются и поднимаются вручную, функция автоматического подъема не действует.
Управление стеклоочистителями
Еще одним примером систем, повышающих комфорт, является система управления стеклоочистителями. Стеклоочистители большинства автомобилей имеют не только режимы работы на большой и малой скорости, но и режим с прерывистым движением щеток. Существует несколько модификаций переключателя прерывистого режима работы. Самым распространенным является переключатель с ручной настройкой через переменный резистор, однако на некоторых моделях устанавливается стеклоочиститель, скорость работы которого регулируется автоматически в зависимости от скорости движения автомобиля (по сигналу датчика скорости).
Другие модели оснащаются датчиком дождя, автоматически включающим стеклоочиститель. Датчик дождя входит в состав системы автоматического включения очистителя ветрового стекла в дождливую погоду. Данная система обеспечивает работу стеклоочистителей не только в обычных режимах (прерывистом, на малой и на большой скорости, омывание), но и автоматическое управления всеми функциями. Если установить переключатель очистителя ветрового стекла в положение «Auto» или «INT», датчик дождя будет регулировать скорость работы стеклоочистителя в зависимости от интенсивности дождя. Датчик дождя установлен на внутренней стороне ветрового стекла. Он излучает через ветровое стекло инфракрасный свет и постоянно измеряет степень его отражения. Чем больше капель дождя собирается на ветровом стекле, тем меньше отражается свет. Датчик рассчитывает интенсивность дождя и в соответствии с этим выбирает оптимальную скорость работы стеклоочистителя. Кроме того, по степени отражения света датчик дождя может определять загрязнение ветрового стекла солью и грязью. Загрязнение определяется благодаря применению специальных алгоритмов работы датчика. В сложных условиях движения, когда, например, на ветровое стекло попадают брызги от других автомобилей, стеклоочиститель включается менее чем через 1 секунду.
Освещение
Безопасность движения в темное время суток зависит от правильной регулировки угла наклона пучков света фар. Только таким образом достигается оптимальное освещение дороги без ослепления водителей движущихся навстречу автомобилей. При ручном корректоре фар, ставшим обычным оборудованием на современных автомобилях, водитель может изменять угол наклона пучков света фар переключателем на панели приборов в зависимости от загрузки автомобиля. Если водитель выберет несоответствующее положение, пучки света будут направлены либо слишком высоко, либо слишком низко. Для предотвращения этого некоторые автомобиля комплектуются автоматическим корректором фар. Подобные системы автоматически, т. е. без участия водителя, устанавливают оптимальный угол наклона пучков света фар. Так называемый статический корректор фар изменяет угол наклона пучков света фар в зависимости от загрузки и условий движения.
Система автоматического включения освещения также значительно повышает удобство вождения. После установки переключателя наружного освещения в положение «Auto» система автоматически включает и выключает фары и задние габаритные фонари в зависимости от степени освещенности (определяемой фотоэлементом). Однако водитель может сам включать и выключать наружное освещение, установив переключатель в соответствующее положение, что может потребоваться в особых условиях освещенности, когда система слишком часто включает и выключает освещение.