Механические трансмиссии автомобиля - виды, типы, устройство
Сервис и техническое обслуживание
Механические коробки передач не требуют выполнения техобслуживания в большом объеме. Самое важное — это проверка уровня масла и заправка только рекомендованным маслом. Технические характеристики коробок передач и моменты затяжки указаны в заводской инструкции соответствующего автомобиля. Следует всегда использовать новые прокладки. Также необходимо убедиться в отсутствии утечек и повреждений, особенно защитных чехлов приводных валов, и проверить состояние и регулировку механизма переключения передач.
Механическая трансмиссия 2
Синхронизатор
Как уже известно, синхронизатор необходим для выравнивания угловых скоростей вращения ступицы и шестерни включаемой передачи. Выравнивание скоростей достигается путем ускорения / замедления шестерни за счет силы трения, создаваемой синхрони¬затором. Для повышения эффективности синхронизации и, следовательно, безударного переключения передач были разработаны двух- и трехконусные синхронизаторы. Они снижают усилие, которое требуется приложить для переключения передачи, за счет увеличения количества трущихся поверхностей. Результат работы синхронизаторов представлен на графике: сила, необходимая для включения передачи, снижается, а 2 е сопротивление практически устраняется. Трехконусный синхронизатор отличается еще большим количеством трущихся поверхностей, благодаря чему он обладает лучшими характеристиками. Конструкция двух- и трехконусных синхронизаторов очень похожа, однако различие заключается в наличии дополнительной поверхности трения между шестерней и внутренним кольцом синхронизатора (см. верхний левый и нижний правый рисунки: на нижнем правом рисунке изображен трехконусный синхронизатор). Существуют множество других типов синхронизаторов, например синхронизаторы со шпонкой и без нее.
На верхнем рисунке изображен синхронизатор со шпонкой. Шпонка представляет собой небольшую деталь определенной формы, которая расположена в специальном пазе муфты синхронизатора. Пружина вжимает шпонку в паз. Муфта может сжимать пружину, для чего требуется небольшое усилие. Такая конструкция позволяет избежать дребезжания муфты, когда включена нейтральная передача, улучшить качество переключения передач, а также надежно фиксировать шестерню после включения передачи. Те же самые задачи, но другими способами выполняют два типа синхронизаторов без шпонок, изображенные на рисунках в нижней части слайда. В конструкцию синхронизатора, изображенного на левом рисунке, входит стальной шарик, который вжимается пружиной в специальную выемку муфты. Основной принцип этой конструкции аналогичен конструкции синхронизатора со шпонкой. Только в этом случае роль шпонки выполняет шарик. На правом рисунке изображен синхронизатор другой конструкции: муфта фиксируется специальной пружиной, которая стремится разжаться. Она фиксирует либо муфту в положении нейтральной передачи, либо шестерню после включения передачи. Это обеспечивается специальной формой муфты. При включенной нейтральной передаче пружина не сжата, так как в этом случае пружина соприкасается с участком муфты большего диаметра. При перемещении муфты пружина сжимается, так как уменьшается диаметр внутренней поверхности муфты, имеющей искривленную форму. В определенной точке диаметр внутренней поверхности снова увеличивается. Пружина стремится максимально разжаться, поэтому она перемещает муфту в положение, соответствующее нейтральной или какой-либо включенной передачи в зависимости от того, на какую сторону от высшей точки воздействует пружина.
Сравнение коробок передач M5UR1 и M5SR
Существует множество механических коробок передач различной конструкции. Сначала рассмотрим коробки передач для заднеприводных автомобилей и полноприводных автомобилей, созданных на основе заднеприводных моделей. В качестве примера таких коробок передач можно привести агрегаты, устанавливаемые на модель Sorento. На рисунке изображена коробка передач M5SR1. Ее отличительной особенностью является то, что первичный и вторичный валы расположены на одной оси. Благодаря этому прямая передача (4-я) включается непосредственным соединением первичного и вторичного валов. Несмотря на то, что коробки передач M5UR1 и M5SR1 устанавливаются на одну и ту же модель (Sorento), а их характеристики сравниваются в таблице, они имеют различную конструкцию. Поэтому рассмотрим их по-отдельности. Как и коробки передач переднеприводных моделей, коробки передач заднеприводных моделей оснащаются различными типами синхронизаторов, например одно-, двух- и трехконусными синхронизаторами, синхронизаторами со шпонками и без них и многими другими. Более подробная информация приведена в разделе о коробках передач серии M5_ F для переднеприводных моделей. Похожая принципиальная конструкция, назначение и внешний вид позволяют рассказать о них один раз.
Конструкция коробки передач M5SR
Начнем с рассмотрения конструкции коробки передач M5SR1. На рисунках видно, что корпус коробки передач состоит из трех основных частей: задняя крышка (на рисунке изображена коробка со снятой задней крышкой), промежуточная стенка и картер коробки передач. Все шестерни закреплены на промежуточной стенке. Шестерни передачи заднего хода и 5-й передачи расположены под задней крышкой. Шестерни крепятся контргайками, вилка переключения передач — пружинным штифтом. Шестерни первой, второй, третьей и четвертой передач расположены в картере коробки передач. Для отделения картера от промежуточной стенки со всеми валами необходимо снять переднее пружинное стопорное кольцо (см. подробные указания по разборке в соответствующем Руководстве по ремонту). Поток мощности для первой, второй и третьей передач передается следующим образом: первичный вал, промежуточный вал, вторичный вал, для четвертой передачи — через непосредственное соединение первичного и вторичного валов. К конструкции коробки передач следует отнести специальное устройство в гидроприводе сцепления, которое представляет собой что-то похожее на демпфер или резервуар, призванный снизить передачу вибрации на педаль сцепления.
Конструкция коробок передач RT10, M5TR1, M5ZR1
Коробка передач RT 10 имеет совершенно иную конструкцию. Как показано на рисунке, все шестерни расположены в картере, который закрывается крышкой механизма переключения передач. Валы крепятся в картере пружинными стопорными кольцами и контргайками. Для снятия вторичного вала сначала необходимо снять ведущую шестерню (35) и подшипник (30), а затем, наклонив, снять сам вал. Для снятия подшипников необходимо воспользоваться специальным инструментом (съемником). Более подробные указания по разборке приведены в Руководстве по ремонту. Отличительной особенностью данной коробки передач является дополнительная шестерня, расположенная под шестерней передачи заднего хода. Одна подпружинена, что исключает дребезжание за счет устранения зазора шестерни. Почти так же, как и в коробке передач M5SR, промежуточный вал данной коробки является цельным (не виден на рисунке). На нем закреплены неподвижные шестерни и шестерня повышающей передачи (последняя с помощью шлицев). Таким образом, все передачи включаются перемещением вторичного вала.
Коробки передач M5CFx
В отличие от ранее рассмотренных коробок передач, следующие коробки передач устанавливаются на модели с приводом на переднюю ось. Это обуславливает особенности их общей конструкции и конструкции картера в частности. На этом слайде рассматривается многообразие и развитие коробок передач серии M5_ F. Внешне коробка передач M5EF2 является типичной коробкой передач для переднеприводных моделей. На рисунке видно, что коробки передач данной серии оснащаются двумя датчиками, в то время как остальные имеют только один: выключатель фонарей движения задним ходом и датчик включенной передачи (например, нейтральной) для управления крутящим моментом, что позволяет оптимизировать трогание с места. Поскольку данный датчик не имеет непосредственного отношения к коробке передач, а скорее к системе впрыска (дизельного двигателя), для получения более подробной информации следует ознакомиться с соответствующим Руководством. Прежде чем приступать к рассмотрению конструкции коробки передач, рассмотрим различные типы синхронизаторов.
Различия 5- и 6-ступенчатой коробок передач
На рисунке изображена коробка передач M5CF. В ней имеется два вала, т. е. поток мощности передается от первичного вала к вторичному, а затем к главной передаче (дифференциалу). 5-ступенчатая коробка передач (M5CFx) состоит из следующих деталей: синхронизаторы со шпонкой и шариком, многоконусные синхронизаторы, (M5CF2) трехконусные (1-я и 2-я передачи), двухконусные синхронизаторы
(3 я – 5 я передачи), блок переключения передач, двухсоставный картер, посадка шестерни на вторичном вале с натягом (только шестерни 3 й, 4 й, 5 й передач), шариковые подшипники (управляющий штифт и шток вилки переключения передач), оптимизированный профиль зубьев шестерен для снижения шума при работе, метод хонингования деталей для снижения уровня шума, вибрации и жесткости, а также повышения КПД (шестерни 2-й, 3-й, 4-й передач на вторичном вале, главная передача), усиленная конструкция картера.
Коробки передач различаются не только количеством передач (5 или 6), но различными характеристиками по передаче крутящего момента. Кроме того, коробки передач отличаются по размеру и используемым материалам, а также иногда по способу обработки деталей (упрочнение, дробеструйное упрочнение, специальное покрытие и пр.), но принципиальная конструкция у них одинакова.[/justify
]
(3 я – 5 я передачи), блок переключения передач, двухсоставный картер, посадка шестерни на вторичном вале с натягом (только шестерни 3 й, 4 й, 5 й передач), шариковые подшипники (управляющий штифт и шток вилки переключения передач), оптимизированный профиль зубьев шестерен для снижения шума при работе, метод хонингования деталей для снижения уровня шума, вибрации и жесткости, а также повышения КПД (шестерни 2-й, 3-й, 4-й передач на вторичном вале, главная передача), усиленная конструкция картера.
Коробки передач различаются не только количеством передач (5 или 6), но различными характеристиками по передаче крутящего момента. Кроме того, коробки передач отличаются по размеру и используемым материалам, а также иногда по способу обработки деталей (упрочнение, дробеструйное упрочнение, специальное покрытие и пр.), но принципиальная конструкция у них одинакова.[/justify
]
Переключение передач
Блоки переключения передач коробок M5CF призваны облегчить переключение передач. Блок включает в себя рычаги выбора и переключения передач, а также такие дополни-тельные детали, как выключатель фонарей движения задним ходом и датчик нейтральной передачи (последнего датчика может и не быть). Для снижения уровня шума и вибрации в конструкцию блока внедрено специальное устройство включения передачи заднего хода. Некоторые коробки передач также оснащаются специальным устройством, предотвращающим ошибки водителя, например непреднамеренное включение передачи заднего хода. При наличии такого устройства передача заднего хода включается только после нейтральной передачи.
Усиленные детали коробки передач M5CF3
Для передачи более высокого крутящего момента последних моделей, например LD с двигателем U объемом 1,6 л, необходимо было использовать коробки передач с лучшими характеристиками, чем у модификаций 1 и 2. Усовершенствования коснулись деталей, указанных на рисунке и в таблице.