Шум или вибрация на скорости или при торможении - причины

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Уменьшение вибрации и резонанс

Как уменьшить вибрации и резонанс двигателя
Как уменьшить вибрации и резонанс двигателя
Screenshot_10.jpg (144.46 КБ) 53 просмотра

Помимо использования фрикционного демпфера, чтобы избежать или уменьшить колебания тела существуют и другие способы. Первый способ заключается в уменьшении передачи от источника колебаний к телу, колебания которого нежелательны. Распространенным решением является установка пружин между источником колебаний и присоединенным к нему телом (косвенная передача колебаний). Примером может служить способ установки двигателя в автомобиле. Всем известно, что двигатель крепится к кузову автомобиля не жесткими деталями, а специальными опорами двигателя, выступающими в роли пружин. В результате сила (колебания), передаваемая на кузов автомобиля, зависит от упругости резинового элемента (остающаяся часть энергии колебаний превращается в пружине в тепло). Другим способом является использование в системе динамического демпфера, что позволяет сместить точку резонанса. Сила колебаний теперь действует на обе подсистемы: на исходную (большую) массу с пружиной и на дополнительную (малую) массу с пружиной. Динамический демпфер выбирается таким образом, чтобы его частота собственных колебаний совпадала с одной из частот собственных колебаний системы. Поэтому этот динамический демпфер колеблется в резонанс с источником колебаний, но в противоположном направлении. Если динамический демпфер выбран правильно, в исходной системе больше не возникает колебаний с собственной частотой.

Из-за того что добавлена вторая масса, возникают две резонансные частоты, отличающиеся от исходной. Они расположены по обе стороны от исходной резонансной частоты. Третий способ заключается в использовании амортизирующего груза. В этом случае в исходную систему вводится только дополнительный груз (без пружины). Изменение полной массы приводит к смещению резонансной частоты в другой диапазон, в идеальном случае за пределы частот источников колебаний. Можно утверждать, что при использовании дополнительного груза резонансная частота уменьшается. В любом случае следует избегать ситуации, когда резонансная частота новой системы будет находиться в рабочем диапазоне источника колебаний, так как из-за дополнительного груза амплитуда колебаний увеличивается. Вообще говоря, термин «амортизирующий груз» является не совсем правильным, так как он не гасит колебания, а приводит к смещению частоты резонанса. Краткий итог: конструкционные колебания передаются по твердой или полутвердой среде. Частота не превышает 1000 Гц. С ними можно бороться двумя способами: демпфирование или развязка. Демпфирование означает уменьшение амплитуды колебаний. Развязка (косвенная передача) предполагает изоляцию источника колебаний от детали, колебания которой нежелательны: примером являются втулки.

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Степень свободы

Что такое Степень свободы
Что такое Степень свободы
Screenshot_11.jpg (117.46 КБ) 52 просмотра

Еще одним фактом, который следует знать, является то, что колебательные системы могут иметь разное количество степеней свободы. Степенью свободы называется направление, в котором объект может двигаться/колебаться. В зависимости от возможных направлений колебаний различаются следующие типы колебаний:
колебания с одной степенью свободы: (колебания твердого тела);
колебания с двумя степенями свободы: (колебания твердого тела);
колебания с множеством степеней свободы: (колебания твердого тела);
колебания с неограниченной степенью свободы: (упругие колебания).
Наиболее простым типом колебаний являются колебания с одной степенью свободы. Это означает, что фактическое положение колеблющегося тела можно описать одним числом, определяющим смещение относительно неподвижной точки отсчета. Например, положение поршня, движущегося в цилиндре, можно описать расстоянием от края цилиндра. Чем больше чисел требуется для описания положения объекта, тем больше количество степеней свободы. Объект, свободно движущийся по плоской поверхности, имеет три степени свободы, так как он может двигаться в направлении оси X, в направлении оси Y и может вращаться вокруг оси Z. Твердое тело, свободно движущееся в пространстве, имеет шесть степеней свободы. В качестве общего правила можно сказать, что чем больше степеней свободы имеет объект, тем сложнее и определить и устранить колебания.

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Подрессоренная и неподрессоренная масса

Что такое подрессоренная и неподрессоренная масса автомобиля.
Что такое подрессоренная и неподрессоренная масса автомобиля.
Screenshot_12.jpg (162.96 КБ) 50 просмотров

Если автомобиль движется по неровной поверхности, весь кузов подпрыгивает и приседает. При этом кузов начинает колебаться по вертикали, что приводит к дискомфорту для пассажиров, так как присутствуют нежелательные движения (колебания) всего автомобиля. Теперь поведение автомобиля полностью определяется подрессоренной и неподрессоренной массой и взаимоотношением между ними. В упрощенном виде автомобиль можно рассматривать состоящим из двух основных частей: верхняя часть (кузов в сборе, подрессоренная масса), опирающийся на подвеску, и нижняя часть, состоящая из мостов, шин и колес (неподрессоренная масса). Большая подрессоренная масса в сочетании с гораздо меньшей неподрессоренной массой обеспечивает медленные колебания с большой амплитудой, в то время как при малой подрессоренной массе в сочетании с большой неподрессоренной массой создаются быстрые колебания с малой амплитудой. Можно утверждать, что чем больше подрессоренная масса, тем выше комфортабельность езды, так как кузов меньше колеблется и, в любом случае, частота колебаний ниже. С другой стороны, в случае большой неподрессоренной массы автомобиль проявляет большую склонность к колебаниям (подпрыгиванию). Это связано с тем, что подпрыгивание представляет собой резонанс подрессоренной массы, наложенной на колебания неподрессоренной массы. Обычно если возникают такие колебания, можно говорить о некомфортабельной езде.

Что такое подрессоренная и неподрессоренная масса автомобиля.
Что такое подрессоренная и неподрессоренная масса автомобиля.
Screenshot_13.jpg (113.1 КБ) 50 просмотров

Движение подрессоренной массы обычно связано с компоновкой и с состоянием подвески и возникает на неровных дорогах. Если возникают раскачка, крены или колебания, то в основном жалуются на недостаточный комфорт и плохую связь с дорогой. В этом случае следует обязательно проверить состояние пружин и амортизаторов, а также произвести стандартную проверку, чтобы убедиться в отсутствии ослабленных или погнутых деталей. Если автомобиль новый, следует также проверить давление в шинах и убедиться, что с подвески сняты все транспортировочные приспособления. В основном, все то же самое справедливо для движения неподрессоренной массы. Раскачка, подпрыгивание и колебания вокруг центра тяжести: следует проверить состояние подвески и амортизаторов, а также давление в шинах. Подпрыгивание вызвано резонансом подрессоренной массы (1 5 Гц), наложенным на колебания неподрессоренной массы (10 15 Гц). Убедитесь, что установлены оригинальные детали. Если все в порядке, выясните манеру езды и условия эксплуатации, при которых возникают проблемы. Это может быть нормальным явлением при езде по плохой дороге. При необходимости проведите сравнение с другим автомобилем, у которого подобные проблемы отсутствуют. В случае шума скручивания (вызывает жужжание/рокот) ситуация несколько иная, так как в этом случае возникают резонансные колебания подвески, обусловленные реактивной силой на чашке дифференциала в момент приложения крутящего момента. Так как крутящий момент двигателя изменяется, частота колебаний крутящего момента изменяется с частотой вращения двигателя. Если частота этих колебаний близка к собственной частоте колебаний подвески, возникают колебания скручивания. Это передается на кузов автомобиля и ведет к появлению рокота. Обычно такая вибрация возникает, если автомобиль разгоняется с малой скорости на высокой передаче. При увеличении оборотов двигателя эта вибрация обычно исчезает. Проверьте состояние вместе с клиентом. Если автомобиль (подвеска) в удовлетворительном состоянии, сравните с другим автомобилем. При необходимости предложите клиенту использовать более низкую передачу при разгоне с очень малой скорости, чтобы исключить этот шум.

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Движения автомобиля

Типы шумов и вибраций при движении автомобиля.
Типы шумов и вибраций при движении автомобиля.
Screenshot_14.jpg (174.91 КБ) 45 просмотров

Чтобы точно и понятно описать поведение/движение кузова автомобиля, следует использовать правильные термины. В определенной степени все возможные движения присутствуют даже в полностью исправном автомобиле. Пассажиры не должны замечать, прежде всего, тряски. Существует два типа тряски. Это вертикальная тряска и боковая тряска. Эти колебания возникают при скорости около 80 км/ч и более (однако на плохой дороге могут проявиться и при меньшей скорости, от 40 до 70 км/ч). Весь кузов автомобиля трясется вверх/вниз или влево/вправо соответственно. Так как воздух в шасси тоже движется, внутри автомобиля возникают резонансные явления, приводящие к рокоту. Этот шум тяжело действует на уши. Как правило, тряска имеет частоту около 10-30 Гц. Источниками тряски могут быть неровности дорожного покрытия, не отбалансированные/ неоднородные шины или чрезмерный износ ступичных подшипников. Наиболее вероятной причиной тряски являются шины. Возникающие колебания передаются на кузов и, если их частота близка к собственной частоте колебаний кузова автомобиля, это приводит к упругим колебаниям кузова. Эта вибрация ощущается поясницей и бедрами, кроме того, может сильно вибрировать рулевое колесо.

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Колебания и звук

Колебания и звук при движении автомобиля.
Колебания и звук при движении автомобиля.
Screenshot_15.jpg (282.08 КБ) 44 просмотра

До сих пор мы говорили о вибрации. В случае чистой вибрации ничего не слышно, но если дотронуться до вибрирующего тела рукой, вибрацию можно ощутить. Если снова убрать руку, ничто не будет говорить о вибрации. В целом, звук — это всего лишь колебания. Разница лишь в том, что колеблется воздух. Эти колебания распространяются по воздуху точно так же, как волны распространяются по воде, если туда брошен камень. Способ распространения волн по воде, с повторяющимися пиками и впадинами, идентичен способу распространения звуковых волн по воздуху, с повторением участков высокой и низкой плотности воздуха (сжатые волны). Тон звука определяется его частотой. Чем ниже частота звука, тем ниже его тон, и наоборот. Например, звук малого барабана воспринимается как высокий тон, а звук большого барабана воспринимается как низкий тон. Интенсивность звука определяется амплитудой, с которой колеблется мембрана барабана. Она пропорциональна энергии (амплитуде), с которой звук распространяется по воздуху. Мы можем слышать не все звуки, так как человеческое ухо способно воспринимать лишь определенный частотный диапазон. Воспринимаемый нами диапазон частот приведен на графике, в то время как некоторые шумы, возникающие в автомобиле, обозначены их частотным диапазоном. Колебания воздуха обычно называют звуком (шумом). Эти вибрации воспринимаются ушами и в большинстве случаев их нельзя определить на ощупь (при касании). Существует два способа уменьшения громкости раздражающего звука: шумоизоляция и звукопоглотители. Шумоизоляция образует барьер на пути распространения звука. Эффективность шумоизоляции зависит от звуконепроницаемости (отсутствие зазоров) и от размеров шумоизоляции. Шумоизоляция наиболее эффективна для высоких частот. Звукопоглотители преобразуют энергию звука в тепло (в большинстве случаев количество выделяемого тепла настолько мало, что его нельзя ощутить, но его можно измерить с помощью высокоточных приборов). Хорошие звукопоглотители требуют применения сложных конструкций, улавливающих звук вместо того, чтобы отражать его обратно в воздух.

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Усиление вибрации и звука

Усиление вибрации и звука в автомобиле.
Усиление вибрации и звука в автомобиле.
Screenshot_16.jpg (140.88 КБ) 43 просмотра

Как уже было сказано, колеблющееся тело является источником шума. Очень часто при поиске источника шума ориентируются на создаваемый звук. Если источником является непосредственно колеблющееся тело, сделать это относительно просто. Но если источник не создает звук непосредственно, а только возбуждает колебания в другой детали, которая и формирует звук, то выявить фактический источник звука иногда бывает достаточно сложно, особенно если внимание привлечено к области образования звука. На рисунке приведен типовой пример такой ситуации. (Относительно небольшая) вибрация двигателя вынуждает выпускную систему колебаться в резонанс, при этом колебания уже усиливаются. Затем вибрация передается на кузов автомобиля через подвесы глушителя. При этом кузов автомобиля начинает вибрировать в резонанс с двигателем, и воздух внутри автомобиля также вибрирует: образуется рокочущий звук. Аналогичное явление происходит при передаче шума выпуска или шума впуска на кузов автомобиля, что приводит к образованию рокота. Однако, в этом случае передача шума осуществляется посредством волн сжатого воздуха, и поэтому шум не пропадает, даже если убрать подвесы глушителя. Причиной образования рокота является то, что звук высокого тона устраняется, однако звук низкого тона остается и даже усиливается за счет акустических характеристик глушителя. В зависимости от фактического состояния у водителя может сложиться впечатление, что источником звука является, например, задняя панель, так как кажется, что звук идет оттуда. То же самое относится и к системе впуска, так как в этом случае корпус воздушного фильтра выступает в роли резонатора. В обоих случаях уместно сравнение с работой стереосистемы. При поиске и устранении неисправности важно понимать, что устранение только одной из ступеней усиления не приведет к исключению попадания звука в салон автомобиля.

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Рокочущий шум

Причины Рокочущий шума в автомобиле
Причины Рокочущий шума в автомобиле
Screenshot_17.jpg (210.78 КБ) 42 просмотра

Рокочущий или жужжащий шум может возникнуть во время разгона, во время замедления или при движении с постоянной скоростью. Рокот возникает либо при определенной скорости автомобиля, либо при определенных оборотах двигателя и слышен только при этой скорости автомобиля/оборотах двигателя. Рокот разделяется на рокот при низкой скорости и на рокот при высокой скорости. Рокот на низкой скорости сопровождается относительно легкой вибрацией панелей кузова, приборной панели и сидений. Он представляет собой звук низкого тона, сильно давящий на уши. Основной причиной этого шума является резонанс вибраций скручивания подвески, обусловленных колебаниями крутящего момента двигателя, которые передаются на кузов автомобиля через несущие детали подвески. При этом образуется рокочущий шум с частотой 30-100 Гц. Среди других возможных причин: резонанс выпускной трубы. При работающем двигателе вибрация передается от двигателя на выпускную трубу. Если вибрация двигателя и вибрация выпускной трубы входят в резонанс, вибрация выпускной трубы усиливается и передается в салон автомобиля через глушитель, подвесы выпускной трубы и опоры глушителя. Образуется рокочущий шум. Он возникает, даже если автомобиль находится на стоянке и работает только двигатель. Снимите подвесы глушителя или опоры глушителя, чтобы найти точку, через которую вибрация передается в салон автомобиля.
Рокочущий шум при средней скорости (40-80 км/ч) и при высокой скорости (более 80 км/ч)
Этот шум становится относительно сильным при определенной скорости и может повторяться при разной скорости автомобиля. Возможной причиной является резонанс изгибных колебаний ведущего вала, связанный с колебаниями крутящего момента. Если двигатель и ведущий вал вибрируют в резонанс, вибрация ведущего вала усиливается. Усиленная вибрация передается на кузов автомобиля через кулаки и втулки подвески. Можно сказать, что длинный ведущий вал проявляет склонность к резонансу при скорости около 100 км/ч (частота колебаний составляет в большинстве случаев 100-200 Гц). В этом случае проблему можно устранить за счет динамического демпфера. Рокочущий шум может также создаваться, если вибрация двигателя передается через опоры двигателя и кронштейны выпускной системы. Еще одной причиной могут быть сильная неоднородность шин, вызывающая вибрацию и резонанс управляющих тяг и пружин. Кроме того, имеется вероятность образования рокота за счет резонанса вспомогательного оборудования, такого как генератор, компрессор кондиционера, насос усилителя рулевого управления и т. д.

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Образование звука с биениями

Образование звука с биениями
Образование звука с биениями
Screenshot_18.jpg (121.02 КБ) 41 просмотр

Шумом с биениями называется шум, громкость которого периодически изменяется. Шум с биениями наиболее заметен, если его интенсивность меняется 2-6 раз в секунду. Звук с биениями возникает только в том случае, если одновременно присутствуют два источника звука. Если частоты двух источников звука отличаются очень сильно, то слышно два разных звука. Но если частоты очень близки друг к другу, образуется звук с биениями. Биения возникают при наложении двух синусоидальных колебаний, частоты которых не сильно отличаются друг от друга. Звуки с биениями представляют собой периодические звуки, и их частота является разницей между частотами наложенных синусоидальных колебаний. На верхнем рисунке показано усиление, когда два звука совпадают друг с другом; при этом шум усиливается. На нижнем рисунке два звука находятся в противофазе, поэтому уровень шума уменьшается, так как определенная часть вычитается. Из-за небольшой разницы частот фаза смещается: иногда фазы совпадают, и шум становится сильнее, чуть позже звуки находятся в противофазе, и уровень шума уменьшается. Существует две основных причины шума с биениями. Шумы, вызванные наложением колебаний, создаваемых двигателем и проскальзыванием гидротрансформатора. Шумы, создаваемые при наложении вибрации двигателя и вибрации вспомогательного оборудования (вентилятор охлаждения, генератор, насос усилителя рулевого управления, компрессор кондиционера). Так же, как и в случае звука, вибрация с биениями возникает в результате наложения вибрации от двух источников. Другими причинами могут быть наложение вибрации двигателя на вибрацию 6-го порядка ведущего вала или на вибрацию, связанную с неоднородностью шин, если частота этой вибрации близка к частоте вибрации двигателя.

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Шум относителен

Шум относителен
Шум относителен
Screenshot_19.jpg (184.8 КБ) 40 просмотров

Еще одним фактором, который следует учитывать, является то, что шум по-разному воспринимается разными людьми. Например, некоторые шумы каких-то людей раздражают, а каких-то нет. Кроме того, восприятие шума изменяется в зависимости от обстоятельств, при которых слышен этот шум. Например: по сравнению с шумом в мастерской тикающий звук часов практически не заметен, однако тиканье часов в спальне кажется очень громким. Известен также факт, что некоторым нравится определенный шум или они не ощущают его громкости, даже при одинаковом уровне. Другим фактором являются ожидания: в дорогом автомобиле определенный уровень шума считается раздражающим, в то время как в более дешевой машине тот же самый звук может быть вполне приемлемым. В силу этих факторов важно понять позицию заказчика, особенно если есть разногласия относительно допустимости уровня шума. Иногда имеет смысл выслушать мнение третьего лица, чтобы прояснить ситуацию. Кроме того, важно выяснить, каковы ожидания клиента в отношении улучшения по сравнению с текущим состоянием. Если автомобиль находится в хорошем состоянии, несмотря на жалобы клиента, очень полезно привлечь объективные данные, воспользовавшись измерителем уровня звука. Этот прибор позволяет, во-первых, объективно оценить уровень шума и, во-вторых, сравнить этот уровень с другими автомобилями той же модели, чтобы понять, является шум нормальным или нет. Более того, данные можно использовать для демонстрации улучшений после ремонта. Если используется измеритель уровня звука, измерения следует производить как можно ближе к уху, чтобы измеряемый уровень звука соответствовал слышимому. Это является необходимым, так как уровень звука изменяется в разных точках. Но даже с учетом того, что измеритель уровня звука обеспечивает достоверные данные, это не может являться единственным критерием оценки из-за упомянутых выше особенностей человеческого уха. Окончательную оценку следует производить на слух. (Такая же проблема существует и для вибрации, так как разные люди имеют разное мнение.)

Аватара пользователя
morskoj
Site Admin
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am

Сообщение morskoj »

Типовые источники шума и вибрации

Типовые источники шума и вибрации
Типовые источники шума и вибрации
Screenshot_20.jpg (167.8 КБ) 33 просмотра

На этом рисунке показаны типовые источники шума и вибрации и приведена информация, источником какого типа колебаний является каждая из частей — шума или вибрации. N обозначает шум, а V — вибрацию. Как можно видеть, многие части являются в разное время источником или шума, или вибрации, или того и другого одновременно.

На этом рисунке показаны типовые источники шума
На этом рисунке показаны типовые источники шума
Screenshot_21.jpg (215.74 КБ) 33 просмотра

На этом рисунке приведены типовые источники шума и вибрации, связанные с двигателем. Например, шум и вибрация, образующиеся в системах впуска и выпуска: от недостаточных характеристик глушения до резонанса в выпускной трубе или во впускной системе. Следует убедиться в отсутствии деформации деталей, утечек, ослабленных соединений и интерференции. Рокочущий шум особенно часто образуется в выпускной системе, так как длинные трубы недостаточно устойчивы к крутильным и изгибным упругим колебаниям. В результате система имеет несколько точек резонанса, поэтому устранить все их достаточно сложно. Кроме того, в выпускной системе легко образуются колебания, так как она подвержена воздействию нескольких вынуждающих сил, таких как: вибрация двигателя, акустическая энергия (пульсирующая вибрация), колебания подрессоренной и неподрессоренной масс, передаваемые через подвесы выпускной трубы, и вибрация коробки передач. Большое влияние на передачу вибрации оказывают расположение и состояние (натяжение) пружин подвесов выпускной трубы, поэтому их следует проверить с особой тщательностью.

На этом рисунке показаны типовые источники шума
На этом рисунке показаны типовые источники шума
Screenshot_22.jpg (230.43 КБ) 33 просмотра

Помимо двигателя существуют другие источники шума и вибрации. На комфортабельность и плавность езды больше всего влияют шум и вибрация подвески, так как пассажиры ощущают их наиболее сильно. Если имеются проблемы, тщательно проверьте пружины и амортизаторы, а также втулки. Убедитесь, что на автомобиль установлены оригинальные и соответствующие пружины и амортизаторы.

На этом рисунке приведены типовые источники шума и вибрации заднеприводного автомобиля.
На этом рисунке приведены типовые источники шума и вибрации заднеприводного автомобиля.
Screenshot_23.jpg (149.93 КБ) 33 просмотра

На этом рисунке приведены типовые источники шума и вибрации заднеприводного автомобиля.

Ответить