Эксплуатация и техническое обслуживание автомобиля
Система помощи при движении задним ходом
Еще одной системой помощи водителю является система помощи при движении задним ходом, облегчающая парковку в ограниченном пространстве. С помощью ультразвуковых датчиков система обнаруживает препятствия сзади автомобиля. Ультразвуковые волны проходят через воздух и наталкиваются на препятствие. Часть волн отражается от препятствия и попадает назад в датчик, другая часть проходит сквозь препятствие и, достигнув следующего препятствия, отражается от него. Затем отраженные волны принимаются датчиком, и соответствующий сигнал передается на блок управления, который рассчитывает расстояние от датчика до препятствия. Однако под бампером имеется «слепая» зона. Препятствия небольшой высоты, например бордюры, обнаруживаются с расстояния не менее 1,5 м, по мере приближения к ним автомобиля они выходят из зоны действия датчиков. Кроме того, некоторые препятствия также не обнаруживаются, даже если они находятся в зоне действия датчиков. К ним относятся иголки, канаты, ветки или другие тонкие предметы. Другие материалы, например, хлопок или снег, поглощают ультразвуковые волны, поэтому не определяются датчиками. При движении задним ходом по направлению к склону или наклонной стене система может работать с нарушениями или перестать работать, так как ультразвуковые волны отражаются в другом направлении.
Примерное расстояние от препятствия при подаче звукового предупредительного сигнала:
Примерное расстояние от препятствия при подаче звукового предупредительного сигнала:
- 1-й сигнал: 81-120 15 см;
- 2-й сигнал: 41-80 10 см;
- 3-й сигнал: 40 10 см.
Система кондиционирования воздуха
На рисунке схематически изображена панель управления типичной системы кондиционирования воздуха с такими функциями, как переключение режимов, выбор температуры, режим рециркуляции воздуха и т. п. Однако расположение выключателей и переключателей системы кондиционирования отличается в зависимости от модели, поэтому с выходом на рынок новой модели следует ознакомиться с функциями ее системы кондиционирования воздуха (см. руководство по эксплуатации).
На рисунках представлены примеры функций различных систем кондиционирования, например, раздельная регулировка температуры со стороны водителя и переднего пассажира и изменение единиц измерения температуры.
Кнопка двухзонного режима работы. После нажатия кнопки (при этом загорается встроенный в кнопку зеленый светодиод) водитель и передний пассажир могут регулировать температуру по своему выбору. Приводы соответствующих заслонок располагаются слева (привод со стороны водителя) и справа (привод со стороны пассажира) от обогревателя.
Примечание: подача воздуха раздельно не регулируется!
Примечание: подача воздуха раздельно не регулируется!
Изменение единицы измерения температуры с C на F. Пользователь может изменить единицу измерения температуры с C на F, одновременно нажав и удерживая в течение 3 секунд кнопку переключения режимов и кнопку двухзонного режима работы.
Примечание: после отключения и подключения аккумуляторной батареи температура отображается в градусах по Цельсию (C).
Примечание: после отключения и подключения аккумуляторной батареи температура отображается в градусах по Цельсию (C).
Как уже было сказано выше, управление системой кондиционирования воздуха описано в заводской инструкции или руководстве по эксплуатации соответствующего автомобиля.
Другой особенностью системы кондиционирования является система контроля качества воздуха AQS (Air Quality System). По сигналу датчика качества воздуха система AQS автоматически переключает систему кондиционирования из режима забора наружного воздуха в режим рециркуляции и наоборот.
Примечание: датчик реагирует только на токсичные отработавшие газы, а не на плохой запах.Другой особенностью системы кондиционирования является система контроля качества воздуха AQS (Air Quality System). По сигналу датчика качества воздуха система AQS автоматически переключает систему кондиционирования из режима забора наружного воздуха в режим рециркуляции и наоборот.
Маршрутные компьютеры
KIA Motors оснащает различные модели маршрутными компьютерами. По внешнему виду и конструкции они могут отличаться, но имеют похожий принцип работы. Все маршрутные компьютеры отображают следующую информацию: средняя скорость движения, время в пути, пройденное расстояние (одометр) и запас хода по топливу.
Маршрутные компьютеры некоторых моделей, например SA, MG и GH, имеют дополнительные функции: маршрут A, маршрут B, средний расход топлива (только модель GH). Водитель переключает маршрутный компьютер на отображение различной информации нажатием кнопки «Mode» и обнуляет все значения, кроме запаса хода по топливу, нажатием кнопки «Resеt». Более подробное описание работы маршрутного компьютера приведено в руководстве по эксплуатации соответствующего автомобиля.
Контрольные лампы ABS/EBD/TCS/ESP
Контрольная лампа ABS указывает на проведение самодиагностики и неисправности антиблокировочной системы тормозов. Контрольная лампа ABS загорается в следующих случаях:
- – во время инициализации после включения зажигания (загорается постоянным светом на 3 секунды);
- – при отключении ABS в случае обнаружения неисправности;
- – в режиме самодиагностики;
- – при разъединении разъема блока управления.
Контрольная лампа EBD (электронной системы распределения тормозных усилий)
Контрольная лампа EBD указывает на проведение самодиагностики и неисправности электронной системы распределения тормозных усилий. Однако независимо от того, нарушена ли работа системы EBD или нет, контрольная лампа загорается при включении стояночного тормоза или низком уровне тормозной жидкости. Контрольная лампа EBD загорается в следующих случаях:
- – во время инициализации после включения зажигания (загорается постоянным светом на 3 секунды);
- – при включении стояночного тормоза или низком уровне тормозной жидкости;
- – при неисправности электронной системы распределения тормозных усилий;
- – в режиме самодиагностики;
- – при разъединении разъема блока управления.
Система курсовой устойчивости ESP/противопробуксовочная система TCS включаются и выключаются выключателем. При выключении системы ESP на щитке приборов загорается контрольная лампа ESP OFF. По умолчанию система ESP постоянно включена и отключается нажатием соответствующего выключателя.
Контрольная лампа ESP
Контрольная лампа «ESP OFF» загорается также, если блок управления системы курсовой устойчивости ESP обнаруживает неисправность в цепи управления системы ESP или TCS.Контрольная лампа ESP/TCS OFF.
Контрольная лампа ESP/TCS указывает на проведение самодиагностики и неисправности системы курсовой устойчивости ESP/противопробуксовочной системы TCS. Контрольная лампа ESP/TCS загорается в следующих случаях:- – во время инициализации после включения зажигания (загорается постоянным светом на 3 секунды);
- – при отключении ESP/TCS в случае обнаружения неисправности;
- – при отключении систем ESP/TCS нажатием выключателя TCS;
- – в режиме самодиагностики
Выключатель подушки безопасности переднего пассажира
Выключателем подушки безопасности переднего пассажира оснащаются модели, поставляемые на европейский рынок. Он располагается на панели приборов со стороны переднего пассажира. Данный выключатель позволяет водителю решить, нужно ли срабатывание подушки безопасности переднего пассажира в случае столкновения. Выключив подушку безопасности, на сиденье переднего пассажира можно установить детское сиденье спинкой по направлению движения.
Контрольная лампа включения/выключения подушки безопасности переднего пассажира
Если подушка безопасности переднего пассажира отключена, на щитке приборов загорается соответствующая контрольная лампа. Лампа не погаснет, пока подушка безопасности переднего пассажира не будет включена.
Если подушка безопасности переднего пассажира отключена, на щитке приборов загорается соответствующая контрольная лампа. Лампа не погаснет, пока подушка безопасности переднего пассажира не будет включена.
Посадка на сиденьях
Эффективность подушек безопасности зависит от быстроты их срабатывания. Они раскрываются из рулевого колеса или панели приборов со значительной силой, обычно со скоростью более 290 км/ч, поэтому сработавшая подушка безопасности может нанести травмы. В большинстве случаев это небольшие ссадины или ожоги. Кроме того, подушки безопасности срабатывают с очень громким звуком — 165 175 дБ в течение 0,1 секунды, что в некоторых случаях может нарушить слух.
Более серьезные травмы случаются редко. Однако крайне близкое нахождение или непосредственное соприкосновение с раскрывающейся подушкой безопасности может привести к очень серьезным травмам или даже смерти. Такое может случиться с потерявшим сознание и ударившимся о рулевое колесо водителем, непристегнутыми или неправильно пристегнутыми ремнями безопасности пассажирами, сместившимися вперед при экстренном торможении, и даже с правильно пристегнутыми водителями, сидящими слишком близко к рулевому колесу. Категорически запрещается крепить к модулю подушки безопасности или располагать рядом с ним какие-либо предметы, так как раскрывающаяся подушка безопасности приведет их в движение с большой скоростью, и они могут нанести травмы. Сработавшая подушка безопасности может нанести серьезные травмы или даже привести к гибели пассажиров, непристегнутых или неправильно пристегнутых ремнями безопасности. Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA, National Highway Traffic Safety Administration) рекомендует водителям сидеть на расстоянии не менее 10 дюймов (254 см) между центром их грудной клетки и центром рулевого колеса. Детей старше 12 лет следует перевозить на заднем сиденье, правильно пристегнув ремнями безопасности. Запрещается устанавливать на переднее сиденье автомобилей с подушкой безопасности переднего пассажира детское сиденье спинкой по направлению движения. В этом случае голова ребенка оказывается слишком близко к подушке безопасности, что в случае ее срабатывания может привести к травме или даже смерти ребенка.
Более серьезные травмы случаются редко. Однако крайне близкое нахождение или непосредственное соприкосновение с раскрывающейся подушкой безопасности может привести к очень серьезным травмам или даже смерти. Такое может случиться с потерявшим сознание и ударившимся о рулевое колесо водителем, непристегнутыми или неправильно пристегнутыми ремнями безопасности пассажирами, сместившимися вперед при экстренном торможении, и даже с правильно пристегнутыми водителями, сидящими слишком близко к рулевому колесу. Категорически запрещается крепить к модулю подушки безопасности или располагать рядом с ним какие-либо предметы, так как раскрывающаяся подушка безопасности приведет их в движение с большой скоростью, и они могут нанести травмы. Сработавшая подушка безопасности может нанести серьезные травмы или даже привести к гибели пассажиров, непристегнутых или неправильно пристегнутых ремнями безопасности. Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA, National Highway Traffic Safety Administration) рекомендует водителям сидеть на расстоянии не менее 10 дюймов (254 см) между центром их грудной клетки и центром рулевого колеса. Детей старше 12 лет следует перевозить на заднем сиденье, правильно пристегнув ремнями безопасности. Запрещается устанавливать на переднее сиденье автомобилей с подушкой безопасности переднего пассажира детское сиденье спинкой по направлению движения. В этом случае голова ребенка оказывается слишком близко к подушке безопасности, что в случае ее срабатывания может привести к травме или даже смерти ребенка.
Крепления Isofix для детских сидений
Повышение требований к безопасности пассажиров привело к разработке системы крепления детских сидений в автомобиле, получившей название ISOFIX. Крепления ISOFIX включаются в стандартную комплектацию новых моделей. Целью данной системы крепления является надежная установка в автомобили универсальных детских сидений, что уменьшает вероятность получения детьми травм в результате столкновений. ISOFIX обеспечивает жесткое крепление детского сиденья к кузову автомобиля. Существует два типа креплений ISOFIX: с нижним кронштейном и с верхней скобой. При нижнем креплении две скобы защелкиваются в установочных кронштейнах, расположенных между спинкой и рамой сиденья. Детское сиденье защелкивается и фиксируется в скобах. При креплении к верхней стойке дополнительный ремень крепится к спинке детского сиденья. По результатам проведенных исследований установлено, что в случае фронтального столкновения защелкнутые в установочных кронштейнах скобы действуют как шарниры, что увеличивает перемещение головы ребенка, которое зависит от жесткости подушки сиденья. Поэтому разрешается использовать только одобренные производителем детские сиденья с нижним креплением ISOFIX. Если таких детских сидений нет, лучше воспользоваться детским сиденьем с верхним креплением.