Китайские автопроизводители, такие как BYD, уже вошли в число ведущих мировых производителей электромобилей.
Избыточные мощности автопроизводителей в Китае приводят к тому, что крупнейший в мире автомобильный рынок вступает в фазу потрясений.
В целом продажи автомобилей в Китае выросли на 5,5% в прошлом году до 22,9 млн автомобилей, заявила в четверг Ассоциация легковых автомобилей Китая. Однако этот спрос намного меньше мощностей, которые нарастили компании, что заставляет их снижать цены и выходить на зарубежные рынки, чтобы остаться в игре.
«Период с 2025 по 2027 год знаменует собой отборочный этап в автомобильной промышленности», — написал Хэ Сяопэн, генеральный директор производителя электромобилей Xpeng, во внутреннем письме от 31 декабря, с которым ознакомился The Wall Street Journal. «Конкуренция в 2025 году будет жестче, чем когда-либо».
Среди первых проигравших — иностранные бренды . General Motors, Volkswagen и Toyota теряют долю рынка в пользу местных конкурентов. В прошлом году на долю отечественных брендов пришлось 61% местного рынка, что на 8,6 процентных пункта больше, чем годом ранее, сообщила Китайская автомобильная ассоциация.
Однако и местным брендам придется расплачиваться.
В прошлом году 23 бренда электромобилей либо покинули Китай, либо были объединены в другие бренды, в то время как на рынок вышла дюжина новых брендов, по словам Стивена Дайера, управляющего директора AlixPartners. Он сказал, что 112 брендов продали по крайней мере один электромобиль за первые девять месяцев прошлого года.
Дайер подсчитал, что в прошлом году автопроизводители в Китае использовали лишь около половины своих мощностей.
Более половины новых автомобилей, проданных в Китае, — это либо полностью электромобили, либо подключаемые гибриды.
Более половины новых автомобилей, проданных в Китае, — это либо полностью электромобили, либо подключаемые гибриды.
© Cfoto/DDP/ZUMA PRESS
«Государственные компании и крупные частные компании могут выжить, но среди более мелких компаний будет наблюдаться значительная консолидация и сокращение, особенно тех, у которых нет экспортного присутствия», — сказал Сэм Фиорани, который составляет прогнозы мирового производства и продаж транспортных средств для AutoForecast Solutions.
Встряска — привычный результат промышленной политики Пекина. Центральные и региональные правительства сначала поощряют привилегированные отрасли субсидиями и политической поддержкой, а затем — как только достигается критическая масса — развязывают дарвиновскую борьбу. Подобная динамика недавно разыгралась в солнечных панелях и ветряных турбинах, а также в стали и электронике в прошлом.
Компании, которые выживают в этой борьбе, часто становятся мировыми чемпионами и источниками национальной гордости. Китайские автопроизводители, такие как BYD, уже входят в число лидеров среди мировых производителей электромобилей.
Более половины новых автомобилей, проданных в Китае, являются либо полностью электромобилями, либо подключаемыми гибридами. В своей новогодней речи китайский лидер Си Цзиньпин подчеркнул знаменательную дату: производство таких автомобилей достигло 10 миллионов в 2024 году.
По данным Wards Intelligence, объем продаж электромобилей и подключаемых гибридов в Китае приближается к объему всего автомобильного рынка США, где в прошлом году было продано около 15,9 млн автомобилей.
По словам генерального секретаря автомобильной ассоциации Цуй Дуншу, в 2024 году снизились цены на 227 моделей автомобилей по сравнению со 148 моделями годом ранее. Tesla China в течение пяти лет предлагала беспроцентную ставку по своим автокредитам и снизила стоимость Model Y до эквивалента менее 33 000 долларов США.
Tesla держится лучше, чем многие ее западные и японские коллеги. По данным GlobalData, в прошлом году она продала в Китае около 662 000 автомобилей, что на 8% больше. Тем не менее, она отстает от местных конкурентов во главе с BYD, которая в прошлом году продала в Китае почти четыре миллиона автомобилей.
Продажи совместных предприятий GM в Китае упали более чем вдвое между 2018 и прошлым годом. Фиорани из AutoForecast Solutions заявил, что шесть заводов GM в Китае — это больше, чем нужно. В прошлом месяце компания заявила, что ожидает получить более 5 миллиардов долларов неденежных расходов из-за слабости своего китайского бизнеса. GM не ответила на запрос о комментарии.
Наличие щедрых спонсоров не гарантирует будущего компании. В декабре в китайских социальных сетях появились видеоролики, на которых разгневанные сотрудники китайского стартапа по производству электромобилей окружают своего начальника и выражают обеспокоенность по поводу того, получат ли они зарплату и другие выплаты. Владельцы стартапа, технологический гигант Baidu и Geely, заявили, что его деятельность сталкивается с трудностями, и с уходящим персоналом будут обращаться справедливо.
Уильям Ли, генеральный директор производителя электромобилей премиум-класса NIO, заявил в прошлом месяце, что «автомобильные компании не могут позволить себе иметь какие-либо недостатки», добавив, что отрасль вступила в «самую жесткую и жестокую фазу конкуренции».
По мнению аналитика Bernstein Юнис Ли, в 2025 году продажи автомобилей в Китае, скорее всего, снизятся из-за общей слабости экономики. Некоторые стимулы, предложенные в прошлом году, включая программу «наличные за драндулеты» для субсидирования покупок, создали единовременный спрос, который вряд ли будет соответствовать этому году, хотя Пекин продлил программу субсидирования в среду.
Китайские автопроизводители ищут зарубежные рынки для поглощения своего производства. Это становится все сложнее из-за растущих торговых барьеров.
Европейский союз в октябре ввел пошлины до 45% на электромобили, произведенные в Китае, а администрация Байдена в прошлом году ввела 100% пошлину на китайские электромобили. Данные Китайской автомобильной ассоциации показывают, что экспорт электромобилей из Китая все еще растет, но более медленными темпами в последние месяцы.
Китайские автопроизводители построили заводы за рубежом, чтобы избежать пошлин, но одно из самых заметных таких усилий — завод BYD в Бразилии — столкнулось с проблемами. Правительство Бразилии заявило в конце декабря, что остановило строительство, поскольку оно расследует, по его словам, условия, аналогичные рабству для некоторых рабочих. BYD заявила, что уволила субподрядчика на объекте и не потерпит нарушений прав человека и трудового законодательства.