F9Q Двигатель Renault (dCi): Масло, метки ГРМ, моменты затяжки
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Двигатель Renault F9Q (dCi)

Дизельный двигатель Renault F9Q объемом 1,9 л или 1,9 dCi компания собирала с 1998 по 2012 год и устанавливала не только на свои модели: такой агрегат встречается на Suzuki, Mitsubishi и Volvo. Условно выделяют три поколения мотора по экологическим нормам Евро 3, Евро 4, Евро 5 соответственно. К дизелям серии F также относятся: F8M, F8Q и F9Qt.В 1998 году на рестайлинговой Лагуне дебютировал новый 1,9-литровый дизель, который отличался наличием современной топливной системы Bosch Common Rail. По конструкции это был вполне типичный для того времени мотор с рядным чугунным блоком, 8-клапанной алюминиевой головкой без гидрокомпенсаторов и ременным приводом ГРМ. Атмосферной модификации не было, все версии оснащались турбинами Garrett или KKK.Первые двигатели с топливной системой Bosch CP1 и обычной турбиной развивали мощность от 80 до 107 л.с., а в 2001 году появилась модификация мощностью 120 л.с., оснащенная турбиной изменяемой геометрии. Второе поколение с Common Rail CP3 и давлением впрыска 1600 бар стартовало в 2005 году, такие двигатели мощностью от 110 до 130 л.с. поддерживали более строгие экологические стандарты Евро-4. Двигатели третьего поколения мощностью 130 л.с. и 300 Нм и поддержкой Евро-5 выпускались до 2012 года.
На какие автомобили устанавливался двигатель Renault F9Q (dCi)?
- Renault Espace 4 (J81) in 2002 – 2006;
- Renault Kangoo 1 (KC) in 2001 – 2005;
- Renault Laguna 1 (X56) in 1998 – 2001;
- Laguna 2 (X74) in 2001 – 2007;
- Renault Master 2 (X70) in 2000 – 2010;
- Renault Megane 1 (X64) in 2001 – 2003;
- Megane 2 (X84) in 2002 – 2009;
- Megane 3 (X95) in 2008 – 2012;
- Renault Scenic 1 (J64) in 2000 – 2003;
- Scenic 2 (J84) in 2003 – 2009;
- Scenic 3 (J95) in 2009 – 2011;
- Renault Trafic 2 (X83) in 2001 – 2006;
- Mitsubishi Carisma 1 (DA) in 2000 – 2004;
- Space Star 1 (DG) in 2001 – 2005;
- Nissan Interstar 2 (X70) in 2003 – 2005;
- Primastar 1 (X83) in 2002 – 2006;
- Primera 3 (P12) in 2003 – 2006;
- Opel Vivaro A (X83) in 2001 – 2006;
- Suzuki Grand Vitara 2 (JT) in 2005 – 2015 (as F9QB);
- Volvo S40 I (644) in 2000 – 2004;
- V40 I (645) in 2000 – 2004 (as D4192T3)
Технические характеристики
Годы производства | 1998-2012 |
Объем, куб.см | 1870 |
Топливная система | Common Rail |
Выходная мощность, л.с. | 80 – 120 (1 gen.)110 – 130 (2 gen.)130 (3 gen.) |
Выходной крутящий момент, Нм | 180 – 270 (1 gen.)260 – 300 (2 gen.)300 (3 gen.) |
Блок цилиндров | Чугунный сплав, рядный, 4 цилиндра |
Головка блока | Алюминиевый сплав, 8 клапанов |
Диаметр цилиндра, мм | 80 |
Ход поршня, мм | 93 |
Степень сжатия | 18.3 – 19.0 (1 gen.)18.3 (2 gen.)17.0 (3 gen.) |
Гидравлические подъемники | Нет |
привод ГРМ | Ремень |
Турбонаддув | Да |
Рекомендуемое моторное масло | 5W-30, 5W-40 |
Объем моторного масла, литр | 5.5 |
Тип топлива | Дизельное топливо |
Евростандарты | ЕВРО 3 (1 gen.)ЕВРО 4 (2 gen.)ЕВРО 5 (3 gen.) |
Расход топлива, л/100 км (для Renault Laguna 2003 г.в.)- город— шоссе— комбинированный | 7.5 / 4.5 / 5.6 |
Ресурс двигателя, км | ~500 000 |
Вес, кг | 177 |
Можно ли устанавливать ГБО на двигатель Renault F9Q (dCi)?
Двигатель Renault F9Q (dCi) является дизельным, на дизельные двигатели ГБО не устанавливают, так как для воспламенения газовой смеси требуется обязательное наличие искрового разряда на свечах зажигания, а в дизельных двигателях нет свечей зажигания, и соответственно, даже если установить ГБО на дизельный двигатель, то при переходе на газ он попросту будет глохнуть. Существуют дизельные двигатели которые работают на природном газе, но для работы на природном газе эти двигатели имеют серьезную модернизацию, или даже модификацию при производстве и являются по сути би-топливными двигателями, которые могут работать как на солярке так и на природном газе и эти дизельные двигатели имеют в своем составе свечи зажигания, и другие модернизации для полноценной работы на газе.Какое масло заливать в двигатель Renault F9Q (dCi)?
В двигателе Renault F9Q (dCi) применяется моторное масло типа 5W-30, 5W-40Какой объем моторного масла в двигателе Renault F9Q (dCi)?
В двигатель Renault F9Q (dCi) требуется заливать 5.5 литра моторного масла, при сухой замене.Недостатки двигателя F9Q (dCi)
- Ресурс этого мотора зависит от состояния масляного насоса, который быстро изнашивается, от чего его производительность падает. Масляное голодание сильно снижает ресурс вкладышей, до 60 000 км.
- Топливная система Bosch очень надежна, часто ломается только подкачивающий насос, а вот уплотнительные кольца ТНВД при большом пробеге изнашиваются и он начинает подтекать. Ваш двигатель также может сильно заглохнуть из-за засорения регулятора давления топлива.
- Турбина требовательна к качеству и количеству смазки, не терпит масляного голодания и засоренного воздушного фильтра. Часто выходит из строя электромагнитный клапан его управления.
- Мало того, что маслоотделитель здесь не очень хороший, так еще и конденсат собирается в сапуне. Зимой он может замерзнуть, масло начнет давить во впускной канал и ваш дизель уйдет в космос.
- Здесь как можно чаще нужно проверять состояние приводного ремня навесных агрегатов. При обрыве он попадает под ремень ГРМ, метки которого сбиваются и привет капремонту.
- Других проблем здесь хватает: часто выходит из строя расходомер, забивается и заедает клапан EGR, выходит из строя датчик положения коленвала, гниет и ломается проводка.
Содержание
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Свечи накаливания (Glow Plugs) – технические данные
Параметр | Значение / Описание |
---|---|
Тип свечи накаливания | Оригинальное оборудование (Original Equipment) |
Производители | Beru, NGK |
Номинальный параметр | 12V (предположительно) |
Артикулы (Part Numbers) | Beru: GN 018 NGK: Y732J Другой вариант: 1220 (возможно, альтернативный код) |
Примечания:
- Свечи накаливания используются в дизельных двигателях для облегчения холодного пуска.
- Beru и NGK – ведущие производители свечей накаливания.
- Указанные артикулы (GN 018, Y732J, 1220) помогут при подборе аналогов.
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Система впрыска
Параметр | Характеристика | Значение |
---|---|---|
Измерение воздуха | Тип: | Массовый расход |
Топливный насос/сборка впрыска | Производитель: | Bosch |
Топливный насос/сборка впрыска | Тип: | EDC 16 |
Тип насоса | Common Rail | |
Последовательность впрыска | 1-3-4-2 | |
Форсунка | Производитель: | Bosch |
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) | Ом/°C: | 225225 |
Датчик положения коленвала (ДПКВ)/датчик частоты вращения двигателя (ДЧВ) | Ом: | 720-880 |
Ключевые термины:
- Common Rail – система впрыска топлива под высоким давлением.
- EDC 16 – электронный блок управления впрыском от Bosch.
- Последовательность впрыска 1-3-4-2 – порядок работы цилиндров.
- Массовый расход воздуха – тип датчика, измеряющего количество воздуха для оптимального смесеобразования.
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Настройка двигателя и показатели выбросов
Параметр | Значение | Описание |
---|---|---|
Обороты холостого хода | 800±50 об/мин | Стандартные обороты на холостом ходу |
Максимальные обороты без нагрузки | 4700-5000 об/мин | Предел оборотов двигателя без нагрузки |
Температура масла | 80°C | Оптимальная рабочая температура масла |
Обороты холостого хода для теста дыма | 750-850 об/мин | Диапазон оборотов для проверки задымленности |
Максимальное время работы на предельных оборотах | 1,0 сек | Ограничение по времени работы на высоких оборотах |
Режим тестирования | B | Выбранный режим проверки (A/B) |
Тип датчика | 1 | Используемый тип датчика (1/2) |
Непрозрачность дыма - лимит по EU | 3,00 m⁻¹ (70%) | Максимально допустимый уровень задымленности по нормам ЕС |
Непрозрачность дыма - сертификационное значение | 1,90 m⁻¹ (54%) | Фактический уровень задымленности при сертификации |
Ключевые термины:
- Непрозрачность дыма (Smoke opacity) — показатель, характеризующий количество твердых частиц в выхлопных газах. Измеряется в обратных метрах (m⁻¹) или процентах (%).
- Режим тестирования (Test mode) — метод проверки выбросов (например, A/B). В данном случае используется режим B.
- Тип датчика (Probe type) — указывает на конфигурацию оборудования для измерений.
Вывод:
- Данные показывают, что двигатель соответствует строгим нормам ЕС по уровню выбросов, при этом сертификационные значения значительно ниже допустимых пределов. Это свидетельствует о высокой экологичности и эффективной настройке системы впрыска и сгорания топлива. Для поддержания этих показателей важно соблюдать рекомендованные режимы работы и своевременно обслуживать двигатель.
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Рекомендации по моторному маслу для двигателя
Допустимые варианты масел и технические характеристики
Темп. диапазон | Класс вязкости (SAE) | Стандарт качества | Объем (с фильтром) | Примечание |
---|---|---|---|---|
от -30°C | 0W-40 ▲ | OEM: RND710 | 4,6 л | Оптимально для экстремально низких температур |
от -25°C | 5W-30 ▲ | API/ACEA: IC3 | 4,6 л | Сбалансированный вариант для умеренного климата |
от -25°C | 5W-30 ▲ | OEM: RND720 | 4,6 л | Оригинальная спецификация производителя |
от -25°C | 5W-40 ▲ | API/ACEA: B4 | 4,6 л | Для высоких нагрузок или жаркого климата |
от -25°C | 5W-40 ▲ | OEM: RND710 | 4,6 л | Альтернатива с повышенной защитой |
Ключевые рекомендации:
Для холодного климата (ниже -25°C):
- 0W-40 (OEM RND710) – лучший выбор благодаря отличной текучести при -30°C.
Для стандартной эксплуатации (-25°C и выше):
- 5W-30 (OEM RND720) – оптимально для повседневного использования.
- 5W-30 (API/ACEA IC3) – подходит, если оригинальное масло недоступно.
Для высоких нагрузок или жаркого климата:
- 5W-40 (API/ACEA B4 или OEM RND710) – улучшенная защита при высоких температурах.
Важные пояснения:
- OEM RND710/RND720 – оригинальные спецификации производителя. При использовании аналогов проверяйте соответствие.
- IC3/B4 – стандарты ACEA для бензиновых (IC3) и дизельных (B4) двигателей.
- Объем масла – 4,6 л (с заменой фильтра). Всегда уточняйте в руководстве!
Вывод:
Выбор масла зависит от:
- Климата (0W-40 для морозов, 5W-30/40 для умеренных условий).
- Типа двигателя (бензин/дизель – см. стандарты IC3/B4).
- Допусков производителя (OEM предпочтительнее).
- Для гарантированной защиты двигателя используйте масла с OEM-одобрением (RND710/RND720).
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Технические жидкости и их объемы
1. Трансмиссионные масла
МКПП (Механическая коробка передач)
Параметр | Значение |
---|---|
Класс вязкости (SAE) | 75W-80 |
Классификация | GL-4 |
Объем | 2,1 л |
Рекомендации:
- ✔ Используйте только масла стандарта GL-4 – они лучше защищают синхронизаторы.
- ✔ 75W-80 подходит для большинства климатических условий.
АКПП (Автоматическая коробка передач)
Параметр | Значение |
---|---|
Тип жидкости | Eftmatic J6 |
Объем (замена) | 3,2 л |
Объем (полная заправка) | 7,6 л |
Важно:
- ⚠ Для АКПП критично применять только одобренную жидкость (Eftmatic J6). Неправильный выбор может повредить коробку!
2. Охлаждающая жидкость
Параметр | Значение |
---|---|
Тип | Glaccol RX Type D |
Цвет | Зеленый |
Объем системы | 7,6 л |
Особенности:
- ✔ Type D – современная формула с увеличенным сроком службы.
- ✔ Не смешивайте с другими типами охлаждающих жидкостей!
3. Тормозная жидкость
- Параметр Значение
- Тип DOT 4
- Объем 0,7 л
Рекомендации:
- ✔ Заменяйте каждые 2 года – жидкость гигроскопична и теряет свойства.
- ✔ Используйте только DOT 4 (или выше, если указано в руководстве).
- Краткие советы по обслуживанию
МКПП: Проверяйте уровень масла каждые 60 тыс. км, полная замена – каждые 80–100 тыс. км.
АКПП: Соблюдайте регламент замены (обычно 60–80 тыс. км).
Охлаждающая жидкость: Меняйте каждые 5 лет или 200 тыс. км.
Тормозная жидкость: Контролируйте уровень и цвет – помутнение сигнализирует о необходимости замены.
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Регламентные проверки и регулировки
1. Тепловые зазоры клапанов
Параметр | Значение | Условия измерения |
---|---|---|
Впускные клапаны | 0,15-0,25 мм | На холодном двигателе |
Выпускные клапаны | 0,35-0,45 мм | На холодном двигателе |
Важно:
- Проверка выполняется на непрогретом двигателе (20-25°C)
- Регулировка требуется при отклонении от нормы
- Используйте щупы соответствующей толщины
2. Давление масла
Параметр | Значение |
---|---|
Рабочее давление | 3,53 бар |
Минимальное допустимое | 1,2-1,8 бар (см. маркировку) |
Маркировка радиатора/крышки:
- Коричневая метка = 1,2 бар
- Желтая метка = 1,4 бар
- Белая метка = 1,6 бар
- Серая метка = 1,8 бар
3. Термостат
Параметр | Значение |
---|---|
Температура открытия | 89°C |
(первичный/вторичный) |
4. Проверка системы охлаждения
Давление в системе: 1,2-1,8 бар (в зависимости от маркировки крышки)
Рекомендуется проверять:
- Уровень охлаждающей жидкости
- Герметичность системы
- Работу термостата
- Рекомендации по обслуживанию
Зазоры клапанов: Проверяйте каждые 40-60 тыс. км
Давление масла: Контролируйте при каждом ТО
Термостат: Проверяйте работоспособность при перегреве или недостаточном прогреве двигателя
Система охлаждения: Ежегодно проверяйте давление и состояние крышки радиатора
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Моменты затяжки
Головка блока цилиндров (ГБЦ)
Этап | Параметр | Значение |
---|---|---|
Этап 1 | Замена болтов | Да |
Этап 2 | Момент затяжки | 30 Нм |
Этап 3 | Доворот | 230°±6° |
Коренные подшипники
Действие | Значение |
---|---|
Замена болтов/гаек | Да |
Этап 1 | 30 Нм |
Этап 2 | 65 Нм |
Шатунные подшипники
Действие | Значение |
---|---|
Замена болтов/гаек | Да |
Этап 1 | 25 Нм |
Этап 2 | 110°±6° |
Прочие моменты двигателя
Компонент | Момент затяжки |
---|---|
Масляный насос к блоку цилиндров | 25 Нм |
Болты поддона | 14 Нм |
Сливная пробка поддона | 20 Нм |
Маховик/приводной диск | См. маркировку (▲) |
Корзина сцепления | 12 Нм |
Центральный болт шкива/демпфера коленвала | 40 Нм + 110°±10° (▲) |
Шестерня распредвала | 60 Нм |
Крышка подшипников распредвала | 20 Нм |
Клапанная крышка | 12 Нм |
Впускной коллектор к ГБЦ | 28 Нм |
Выпускной коллектор к ГБЦ | 28 Нм |
Водяной насос | 17 Нм |
Топливная форсунка/скоба | 25 Нм |
Шестерня ТНВД | 70 Нм |
Крепление ТНВД | 30 Нм |
Свечи накаливания | 15 Нм |
Датчик положения коленвала (ДПКВ) | 10 Нм |
Датчик положения распредвала (ДПРВ) | 9 Нм |
Датчик давления масла | 32 Нм |
Масляный фильтр | 12 Нм |
2. Шасси и ходовая часть
Компонент | Момент затяжки |
---|---|
Передняя ступица | 280 Нм |
Задняя ступица | 175 Нм |
Рулевое колесо | 44 Нм |
Крепление рулевой рейки | 105 Нм |
Наконечник рулевой тяги | 37 Нм |
Тормозной диск к ступице (передний) | 15 Нм |
Суппорт к скобе (передний) | 32 Нм |
Суппорт/скоба к ступице (передний) | 105 Нм |
Тормозной диск к ступице (задний) | 15 Нм |
Суппорт к скобе (задний) | 36 Нм |
Суппорт/скоба к ступице (задний) | 105 Нм |
Датчик ABS (передний) | 8 Нм |
Датчик ABS (задний) | 8 Нм |
Колёсные болты/гайки | 110 Нм |
- Ключевые рекомендации
- Обязательно заменяйте болты ГБЦ и коренных/шатунных подшипников – они одноразовые!
- Для компонентов с угловой затяжкой (▲) используйте динамометрический ключ с индикатором угла.
- Соблюдайте последовательность затяжки головки блока цилиндров (обычно от центра к краям).
- При замене деталей шасси не превышайте указанные моменты – это может привести к повреждению резьбы.
- Для точного соблюдения регламента используйте калиброванный динамометрический ключ.
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Двигатель Renault F9Q (dCi) схема ГРМ
Пошаговая инструкция по замене ремня ГРМ и натяжителя
Критически важные предупреждения
⚠ Обязательно заменяйте ремень ГРМ и ролик натяжителя комплектом
⚠ Используйте только специальные инструменты для фиксации валов
⚠ Неправильная установка приведет к встрече клапанов с поршнями
Этапы установки
1. Подготовка (пункты 1-6)
1. Установите новый натяжной ролик , затяните гайку [10] вручную
2. Проверьте фиксацию язычка натяжителя [11]
3. Вставьте фиксатор коленвала [7]
4. Совместите шпонку коленвала между выступами картера [12]
5. Отметьте: метка шкива коленвала смещена на 1 зуб влево [9]
6. Совместите метки на шкивах распредвалов [8]
2. Установка ремня (пункты 7-16)
7. Наденьте ремень, совмещая метки [13-15]. 28 зубьев между метками распредвала и ТНВД
8. Ослабьте гайку натяжителя [10]
9. Вкрутите болт M6 до контакта ролика с ремнем [16]
10. Извлеките фиксатор коленвала [7]
11. Установите натяжной инструмент (арт.1543/1705) [17]
12. Приложите момент 11 Нм по часовой стрелке [18]
13. Замерьте натяжение: 90±3 Гц (прибор Mot.1505/1715) [19]
14. Предварительно затяните гайку [10] – 10 Нм
3. Проверка совмещения (пункты 17-26)
15. Проверните коленвал 4 оборота до частичного совмещения меток [6]
16. Вставьте фиксатор коленвала [7]
17. Доверните вал до полной фиксации
18. Повторно проверьте натяжение: 78±3 Гц [19]
19. Окончательно затяните гайку натяжителя – 45 Нм
4. Завершение (пункты 27-38)
20. Установите новый болт шкива коленвала [2-3] с моментом:
- Первый этап: 40 Нм
- Второй этап: доворот 110±10°
21. Затяните крепления правой опоры двигателя:
- Болты [20-21] – 52 Нм
- Болты [22] и [1] – 105 Нм
Профессиональные советы
1. Метки зубьев – считайте только впадины между зубьями
2. Угловая затяжка – используйте транспортирный ключ
3. После замены – проверьте работу на холостых 15 минут
При малейших сомнениях обратитесь к специалистам! Неправильная установка требует дорогостоящего ремонта двигателя.
Специальные инструменты для замены ремня ГРМ
Полный перечень оригинального инструмента Renault
Назначение инструмента | Номер по каталогу Renault | Альтернативные аналоги |
---|---|---|
Фиксатор коленвала | Mot.1054 | Спецключ 12мм с ограничителем |
Опорная стойка двигателя | Mot.1453/01 | Универсальный подъемник двигателя |
Измеритель натяжения ремня | Mot.1505 или Mot.1715 | Laser 4577, Gates 91132 |
Натяжной инструмент | 1543 | Спецключ для натяжителей 15мм |
Головка для натяжного инструмента | 1705 | Универсальная головка M6-M8 |
Критическая важность инструментов
- Фиксатор коленвала (Mot.1054)
- Предотвращает проворот вала при установке
- Без него невозможно точное совмещение меток
- Измеритель натяжения (Mot.1505/1715)
- Контролирует частоту колебаний (78-90 Гц)
- Недостаточное натяжение → проскальзывание
- Избыточное натяжение → разрушение подшипников
- Натяжной комплект (1543+1705)
- Обеспечивает точное приложение момента 11 Нм
- Стандартный ключ может повредить механизм
Что делать при отсутствии инструмента?
- ✔ Не пытайтесь импровизировать - рискуете повредить двигатель
- ✔ Обратитесь в специализированный сервис
- ✔ Арендуйте инструмент в автомастерских
Важно: Для моделей с двигателями H5F (1.6 л) и M5M (1.5 dCi) этот инструментарий обязателен!
-
- Site Admin
- Сообщения: 12625
- Зарегистрирован: Ср апр 10, 2024 10:21 am
Renault F9Q (dCi) ремень генератора
Аббревиатура | Полное название | Русский перевод |
---|---|---|
GEN | ALTERNATOR | Генератор |
AC | AIR CON COMPRESSOR | Компрессор кондиционера |
PAS | POWER STEERING | Гидроусилитель руля |
CS | CRANKSHAFT | Коленчатый вал |
G | IDLER PULLEY | Обводной ролик |
T | TENSIONER PULLEY | Натяжитель ремня |