SOHC - один верхний распределительный вал.
DOHC - два верхних распределительных вала.
До появления двойного верхнего распределительного вала (DOHC) одинарный верхний распределительный вал назывался OHC, поскольку не было одинарного или двойного верхнего распределительного вала.
Распределительный вал конструкции SOHC располагался в верхней части головки блока двигателя, прямо над впускными и выпускными клапанами. Клапанная конструкция двигателя с одним верхним расположением распредвала обычно имеет от 2 до 3 клапанов на цилиндр. Существуют также одинарные верхние распредвалы с 4 клапанами. Но такая система очень сложная и дорогая. На сегоднешней день уже практически не используется.
Одинарный верхний распределительный вал использует кулачки для непосредственного привода впускных и выпускных клапанов. Он имеет преимущество простой конструкции и подходит для высокооборотных двигателей.
Раньше обычно использовался боковой распределительный вал, то есть распределительный вал находился сбоку от цилиндров, распологался в блоке цилиндров, а не в головке блока и приводился в движение непосредственно от коленвала. Чтобы преобразовать вращение распределительного вала в возвратно-поступательное движение клапанов, необходимо было использовать длинные толкатель клапанов.
В этом способе имеется множество возвратно-поступательных элементов и большая инерционная масса, и поэтому, как правило такие двигатели были нискооборотистые. Более того, тонкий толкатель обладает определенной эластичностью, которая могла легко вызвать вибрацию, ускорить износ деталей и даже привести к поломке.
Сдвоенный верхний распределительный вал (DOHC ) имеет два распределительных вала, установленных в головке блока цилиндров:
один для привода впускного клапана, а другой для привода выпускного клапана. Использование двойных верхних распределительных валов не требует высоких требований к конструкции распределительных валов и клапанных пружин. Он особенно подходит для полусферических камер сгорания с V-образной конфигурацией клапанов, а также прост в использовании с четырехклапанными газораспределительными механизмами.
Проще говоря, SOHC подходит для тихоходных двигателей и может использовать преимущества крутящего момента двигателя, тогда как DOHC ориентирован на высокую скорость и мощность. SOHC - одинарный верхний распредвал, существует два типа: прямой привод (клапана и распредвал находятся на одной линии) и непрямой привод (через коромысло), VVL приводится в движение коромыслом. Преимущество – универсальность. DOHC - два верхних распределительных вала, которые приводят в движение впускные/выпускные клапаны соответственно. Есть две основные причины, по которым конструкция DOHC превосходит конструкцию SOHC. Одна из них - это прямолинейность распределительного вала, приводящего в движение клапан, что позволяет клапану лучше открываться/закрываться. Процесс и повысить эффективность цилиндра во время впуска и выпуска. Во-вторых, свечу зажигания можно установить посередине головки блока цилиндров, чтобы смесь лучше и равномернее сгорала внутри цилиндра.
Sohc и dohc — это английские аббревиатуры одинарного верхнего распределительного вала и двойного верхнего распределительного вала соответственно. Каждый из них имеет свои особенности и подходит для разных типов компоновки двигателя, не так просто, как 2>1. Двигатели автомобилей делятся на одинарные верхние распредвалы и двойные верхние распредвалы по количеству верхних распредвалов. Для рядных двигателей в большинстве используются одинарные верхние распредвалы, а для V-образной компоновки цилиндров необходимо использовать двойные верхние распредвалы. время, когда распределительный вал не может пройти слишком большое расстояние для выполнения задачи. Поскольку автомобильные двигатели среднего и высокого класса с большим объемом двигателя обычно имеют много клапанную компоновку с V-образным расположением цилиндров, кажется, что dohc лучше, чем sohc.
Эволюция одинарного верхнего распределительного вала
В автомобилях использовался верхнеклапанный привод, который был популярен до 1960-х годов. Что такое верхнеклапанный двигатель? OHV — это аббревиатура английского OVER HEAD VALVE, и или — верхний клапан. Самый ранний способ приведения в движение клапанов в предыдущих автомобилях заключался в том, что распределительный вал приводил клапаны через толкатели клапанов, тем самым увеличивая потери в передаче толкателя клапана.
Новое поколение двигателей с верхним расположением распредвала стало популярным после 1960-х годов. OHC — это аббревиатура от OVER HEAD CAM на английском языке, или — верхний распределительный вал.
В чем разница между OHV и OHC?
OHV означает, что клапан расположен над распределительным валом, или другими словами, распредвал расположен под клапанами, чаще всего в блоке цилиндров и распределительный вал использует толкатель клапана для открывания клапана.Сам распредвал соединен короткой цепью или через шестерни с коленвалом двигателя. Основным преимуществом данной конструкции является простой передача синхронного вращения с коленвала на распредвал из-за близкого взаимного расположения.
В OHC распределительный вал расположен над клапаном или другими словами в головке блока, и распредвал без толкателей, фактически напрямую (через гидрокомпенсаторы или регулировочные шайбы) воздействует на клапана, открывая или закрывая их. При этом коленвал соединен с шестерней распределительного вала длинным ремнем или цепью, приводя распределительный вал движение.
OHC имеет меньшие потери в трансмиссии толкателя клапана, чем OHV. Но есть проблема с длинным звеном передачи синхронного вращения от коленвала к распредвалу. Современные автомобили в основном представляют собой конструкцию OHC. До появления многоклапанной технологии (16 клапанов и более) конструкция OHC уже основывалась на конструкциях с одинарным верхним распредвалом SOHC и двойным верхним распредвалом DOHC.
Как следует из названия, SOHC имеет только один распределительный вал, который приводит в движение впускные и выпускные клапаны, в то время как DOHC имеет два распределительных вала:: один приводит в движение впускные клапана, а другой - выпускные клапана.
Поскольку конструкция с одним распредвалом (SOHC) используется для привода впускного и выпускного клапана соответственно, такой распределительный вал может управлять только двумя клапанами на цилиндр (впускной и выпускной) то система DOHC, с двумя распредвалами может уже управлять четырьмя клапанами на цилиндр (по два клапана на вал, а в некоторых двигателях и более) то в этом варианте, можно установить два клапана на впуск и два клапана на выпуск, что увеличивает наполнение камеры сгорания и повысит мощность двигателя на высоких оборотах при тех же характеристиках что и с SOHC системе. Поэтому теоретически для одной и той же серии двигателей DOHC имеет большую мощность, чем SOHC.
Но разве у DOHC вообще нет недостатков? Ответ — нет. Поскольку один распределительный вал используется для привода впускного и выпускного клапана соответственно, при проектировании распределительного вала следует уделять больше внимания при установки и синхронизации двух распредвалов
Кроме того, DOHC более шумный, чем SOHC, обслуживание сложнее, чем SOHC, а двигатель больше, чем SOHC. Поэтому не все автопроизводители поддерживают DOHC.