Форум владельцев китайских автомобилей
https://kitayteka.ru/
Во избежание случайных перемещений задействовать рычаг переключения режимов можно только после выполнения определенных действий. Например, необходимо нажать на кнопку или переместить рычаг вбок, прежде чем двигать его вперед или назад (на моделях со ступенчатой прорезью для рычага). Рычаг переключения режимов может располагаться на полу или на рулевой колонке. Как видно на рисунках, последние модели автомобилей оснащаются коробками передач со спортивным режимом переключения. Они могут работать как в традиционном автоматическом (D), так и в ручном режиме, для чего необходимо переместить рычаг в специальную прорезь и выбирать передачи почти как в обычной механической коробке передач. Следует заметить, что блок управления коробки передач не позволит использовать передачу, несоответствующую режиму движения. Некоторые модели оборудованы механизмом блокировки. В этом случае переместить рычаг из положения Р можно только, если ключ вставлен в замок зажигания и находится в положении, отличном от «Lock», а педаль тормоза нажата. Также необходимо помнить, что ключ не удастся извлечь из замка зажигания, если рычаг переключения режимов не будет переведен в положение Р. Вместо механического управления через тросы механизм блокировки может быть оснащен электронным управлением.
Работа АКП. В зависимости от модели существуют следующие варианты количества режимов: 4 положения и спортивный режим, 7 положений или модели с переключателем повышающей передачи.
Положение Р используется на стоянке, выходной вал блокируется механически. Автомобиль невозможно сдвинуть с места, но двигатель можно запустить.
Для движения задним ходом необходимо выбрать положение R. Запуск двигателя в этом режиме невозможен. Включаются фонари движения задним ходом.
Режим N включается на неподвижном автомобиле, а также во избежание медленного перемещения автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Выходной вал не заблокирован. Двигатель можно запустить.
Режим D предназначен для движения вперед. Он обычно используется для передвижения по дорогам общего пользования. Передачи переключаются автоматически и последовательно. Запуск двигателя в этом режиме невозможен. Если не нажать на педаль тормоза, автомобиль будет медленно двигаться вперед.
Установка рычага в положение 3 приводит к переключению передач с 1 й по 3 ю. Некоторые модели вместо режима 3 оснащены переключателем повышающей передачи. В этом случае выключение режима повышающей передачи выполняет ту же самую функцию. Запуск двигателя в этом режиме невозможен.
В положении 2 осуществляется переключение только между 1 й и 2 й передачами. Запуск двигателя в этом режиме невозможен.
В режиме L постоянно включена 1-я передача. Запуск двигателя в этом режиме невозможен.
Необходимость ограничить переключение передач обычно возникает в следующих случаях: во избежание нежелательного переключения на более высокую или низкую передачу во время преодолевания подъема или для более эффективного торможения двигателем при движении по склону. В коробке передач со спортивным режимом отсутствуют положения 3, 2 и L. Для выбора определенной передачи необходимо переместить рычаг в прорезь для ручного переключения и перемещать его вперед (+) или назад ( ). Также необходимо помнить, что предыдущие модели коробок передач с полностью механическим управлением оснащались дополнительным тросом, который требовалось регулировать для четкого переключения передач — тросом режима максимального ускорения с включением пониженной передачи («кикдаун»).
Для удовлетворения всевозможных запросов покупателей, установки на разнообразные модели и поставки на различные рынки компания KIA использует множество моделей АКП.
Модель FRA — 4 ступенчатая АКП с электронным управлением для привода передних колес. Производится японской компанией JATCO. Агрегатируется с двигателями объемом 1,1 л. Применение: Picanto.
Модель A4AF3 — последняя разработка среди АКП альфа (передовая АКП альфа). Она представляет собой 4 ступенчатую АКП с электронным управлением для привода передних колес. Производитель: КМС. Применение: Rio (JB), Cerato (LD). Автомобили, оснащенные двигателями альфа.
Модель: серии F4A и F5A
F4A51 — 4-ступенчатая АКП HIVEC с электронным управлением для привода передних колес. Производится компанией KMC, устанавливается на автомобили с двигателем объемом не менее 2 литров. F5A51 — 5 ступенчатая АКП с электронным управлением для привода передних колес. Производится компанией KMC на базе 4 ступенчатой модификации. На различные модели могут устанавливаться различные модификации коробок передач: например, АКП A5HF1 на Grand Carnival (VQ). Для 4 ступенчатых коробок передач также существует несколько модификаций.
Модель F5A51 представляет собой модификацию 5-ступенчатой АКП HIVEC с электронным управлением для привода передних колес. Производится компанией KMC. Является самой крупногабаритной из всех 5 ступенчатых АКП HIVEC.
Применение: OPIRUS (GH).
Идентификационный номер выбивается на коробке передач и представляет собой ряд из 6 символов. Расшифровываются они следующим образом:
При низком уровне масла в АКП масляный насос подсасывает вместе с маслом воздух, что приводит к образованию пузырьков в гидроприводе коробки передач. Это, в свою очередь, приводит к падению давления в гидросистеме и, следовательно, к запоздалому переключению передач и проскальзыванию муфт и тормозов. При слишком высоком уровне масла в АКП шестерни взбивают пену, что приводит к тем же самым последствиям. Вызванное воздушными пузырьками повышение температуры и образование окисления масла ухудшает работу клапанов, муфт и тормозов. Вспенивание может стать причиной появления масла из воздушного клапана, которое можно принять за утечку.
Как проверить уровень масла в АКП:
Помимо основного фильтра, расположенного внутри АКП, в конструкцию некоторых коробок передач (HIVEC) внедрен дополнительный фильтр. В его задачу входит фильтрация мельчайших включений, пропускаемых основным фильтром. Следует помнить, что данные масляные фильтры предназначены для использования только в автоматических коробках передач. Дополнительный масляный фильтр АКП очень похож на масляный фильтр двигателя. Однако на верхней части дополнительного масляного фильтра для АКП имеется надпись «A/T only» (Только АКП). Перед установкой нового дополнительного фильтра следует смазать его кольцевое уплотнение небольшим количеством чистого масла для АКП. Затягивать пробку сливного отверстия необходимо с новой прокладкой и номинальным моментом затяжки. Доливать или заливать заново следует только рекомендованное масло для АКП, так как несоответствующий тип масла может привести к неудовлетворительной работе коробки передач или выходу ее из строя.
Исправная работа АКП напрямую зависит от качества масла, поэтому необходимо поддерживать его в хорошем состоянии. В этой связи крайне важно придерживаться графика планового техобслуживания. Обслуживание может не ограничиваться только проверкой уровня масла: в зависимости от модели и рынка сбыта может потребоваться замена масла через определенные промежутки времени. Замену масла в АКП необходимо осуществлять в строгом соответствии с заводской инструкцией. Следует быть крайне внимательным при использовании масла, так как на рыке имеются различные его типы. Использование несоответствующего масла может стать причиной не только ухудшения работы коробки передач, но и выхода ее из строя. Новое масло для АКП имеет красный цвет: добавление красного красителя позволяет отличить его от моторного масла и антифриза. По мере эксплуатации масло темнеет. В конечном итоге оно может приобрести светло-коричневый цвет. Добавляемый в масло краситель постепенно исчезает и не является показателем качества масла. Таким образом, не стоит ставить необходимость замены масла в зависимость от его цвета. Однако если масло имеет темно-коричневый или черный цвет, пахнет гарью, а на масляном щупе имеются посторонние частицы, его необходимо заменить. Повторимся еще раз: используйте только рекомендованное масло для АКП!! Несоответствующее масло может стать причиной толчков и вибрации при переключении передач или даже повреждений коробки передач.
При необходимости доливки масла следует также убедиться в герметичности всех соединений. На рисунке приведены возможные места утечек. Следует помнить, что при чрезмерно высоком уровне масло может выделяться через сапун или масляный щуп. Поэтому крайне важно определить причину утечки масла из коробки передач.
В коробках передач с механическим управлением датчик положения рычага переключения режимов представляет собой обычный механизм безопасного запуска двигателя. Если рычаг переключения режимов находится в положении, отличном от Р или N, электрическая цепь запуска двигателя разомкнута. Следовательно, поворот ключа в положение «START» не приведет к запуску двигателя. Данный датчик устанавливается на корпус коробки передач и соединяется с ручным валом управления. Для определения положения рычага переключения режимов в датчике имеются внутренние цепи. Их сигналы необходимы для отображения выбранного режима на щитке приборов. В коробках передач с электронным управлением (например, HIVEC) электронный блок управления обрабатывает данные сигналы и определяет наиболее оптимальный режим. В исправной работе датчика можно убедиться с помощью мультиметра, проверив электропроводность цепи между соответствующими клеммами. На рисунке приведен пример подобной проверки. Различные модификации имеют свои особенности, с которыми можно ознакомиться в заводской инструкции. Если данные проверки не соответствуют указанным значениям, следует убедиться в правильности установки и регулировки положения датчика. В противном случае следует заменить датчик. Существуют различные модификации датчиков, поэтому крайне важно выбрать датчик, соответствующий данной коробке передач.
Регулировка положения датчика и троса управления:
На рисунке приведена основная схема работы современной коробки передач.
Для управления коробками передач предыдущих поколений применялась гидравлическая система, а сами коробки передач включали в себя две части: гидравлическую и механическую. Современные АКП состоят из трех частей: механической, гидравлической и электрической или электронной. Узлы автоматической коробки передач выполняют следующие функции:
Гидротрансформатор посредством масла для АКП передает крутящий момент двигателя в коробку передач.
Масляный насос создает давление в гидросистеме АКП.
Гидравлическая система управления регулирует давление и направляет масло к муфтам и тормозам.
Электронная система управления получает данные от датчиков, на основании которых блок управления приводит в действие приводные механизмы (электромагнитные клапаны) для переключения передач.
Гидротрансформатор передает крутящий момент в коробку передач и приводит в действие масляный насос. Насос создает давление, действующее на гидравлическую систему управления. Датчики определяют режим работы и посылают данные в блок управления. На основании полученных данных и собственной программы блок управления определяет необходимость включения определенной передачи и активирует соответствующие электромагнитные клапаны. Затем в зависимости от задействованных электромагнитных клапанов масло под давлением подается к соответствующим муфтам и тормозам. Это, в свою очередь, приводит к входу в зацепление определенных частей планетарной передачи или к их неподвижности для переключения передач. Также необходимо помнить, что в коробках передач предыдущих поколений электронное управление отсутствовало. В зависимости от скорости (регулятор) и положения дроссельной заслонки (трос привода дроссельной заслонки) в гидравлической системе управления менялось давление, что и приводило в действие механические клапаны, переключающие передачи.
Медленное движение
Мощность двигателя передается в коробку передач через масло, находящееся в гидротрансформаторе. Крутящего момента двигателя на холостом ходу достаточно, чтобы привести автомобиль в движение, если не нажата педаль тормоза. Поэтому, если водитель не хочет удерживать педаль тормоза нажатой во время остановки, ему следует выбрать режим N.
Буксировка автомобилей с АКП. Автомобиль с АКП разрешается буксировать только с ограниченной скоростью и на ограниченное расстояние. Максимальное расстояние составляет приблизительно 50 км, а скорость — 50 км/ч. Более точные данные указаны в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. Данными ограничениями не следует пренебрегать, так как во время буксировки масляный насос не работает, что может привести к заклиниванию внутренних деталей коробки передач. При необходимости буксировки автомобиля с АКП на большее расстояние или с большей скоростью, а также в случае повреждения коробки передач следует принять особые меры. Например, вывесить ведущие колеса автомобиля или, лучше всего, погрузить автомобиль на грузовик с платформой.
Рисунок 1: турбина приводится в действие жидкостью, поступающей из форсунки на лопастное колесо. При попадании жидкости на лопасти кинетическая энергия жидкости передается на турбину, приводя ее в движение.
Рисунок 2: если налить жидкость в емкость, то жидкость будет оставаться неподвижной, до тех пор, пока емкость не двигается (вращается). Но если начать вращать емкость, как это показано в нижней части рисунка, тогда жидкость под воздействием центробежной силы начнет перемещаться из центра к периферии. Вследствие этого жидкость движется вдоль внешней стенки корпуса и поднимается из корпуса вверх.
Рисунок 3: вторая емкость расположена над первой. Жидкость попадает в нее и, проходя по стенке, стекает назад в первую емкость, откуда цикл начинается снова.
Рисунок 4: поскольку при вращении емкости жидкость движется не только из центра к периферии, но также и в направлении вращения, она передает вращательную силу на верхнюю емкость, которая также начинает вращаться. Для усиления этого воздействия в емкостях установлены лопасти.
Рисунок 5: в центре этого потока жидкости возникают турбулентности, которые мешают передаче движущей силы от ведущего корпуса ведомому корпусу. Во избежание возникновения этого явления установлен так называемый сердечник. Благодаря вращению обеих деталей возникающий поток жидкости образует серию водоворотов, расположенных в виде петли схожей с винтовой пружиной, оба конца которой соединены вместе.
Рисунок 6: данный принцип также применим, если оба корпуса расположены в вертикальной плоскости.
Технические названия этих двух корпусов — насосное колесо и турбина. Насосное колесо является ведущей деталью, а турбина — реактивной (ведомой) деталью. Вся конструкция в целом называется гидравлической муфтой. При вращающемся насосном колесе и неподвижной турбине сила инерции жидкости начинает медленно вращать турбину. Постепенно скорость турбины увеличивается, пока практически не сравняется со скоростью насосного колеса. Следует обратить внимание на то, что скорость турбины будет всегда меньше, поскольку некоторая разность оборотов необходима для создания потока жидкости. Конечная скорость турбины составляет примерно 98 процентов от скорости вращения насосного колеса. Это также является примерным коэффициентом полезного действия гидравлической муфты. Для улучшения разгонной характеристики вместо простых гидравлических муфт используются гидротрансформаторы.
Основанный на принципе работы гидравлической муфты гидротрансформатор имеет одну главную дополнительную деталь: статор. Статор расположен между насосным колесом и турбиной. Как показано на рисунке 1, он находится в обратном потоке жидкости, идущем от турбины к насосному колесу. Благодаря применению статора есть возможность увеличивать крутящий момент. Увеличение крутящего момента возможно вследствие того, что статор направляет обратный поток таким образом, что он достигает лопастей насосного колеса, имея такое же направление, как и насосное колесо, и работает следующим образом: при запуске двигателя насосное колесо вращается со скоростью вращения двигателя, а турбина находится в неподвижном состоянии. Жидкость, приводимая в движение насосным колесом, достигает турбины и передает на нее крутящий момент двигателя. На выходе из турбины поток жидкости направляется статором таким образом, что поток жидкости приобретает направление вращения насосного колеса. Это создает силу, которая пытается повернуть статор против направления движения насосного колеса. Этого не происходит благодаря муфте одностороннего вращения. Вследствие этого поток жидкости направляется в направлении вращения двигателя. Это резкое изменение направления вызывает подпор жидкости. Сила, возникающая при этом, дополнительно воздействует на турбину (в пределах направления вращения), таким образом увеличивая крутящий момент на выходном валу. Другим положительным эффектом является то, что жидкость, возвращаемая к насосному колесу, попадает на него с вращательным направлением и практически без водоворотов.
При ускорении автомобиля скорость турбины увеличивается. По мере увеличения скорости турбины угол направления жидкости уменьшается, снижая подпор и увеличение крутящего момента. При достижении определенной скорости турбины (примерно 85% от скорости вращения двигателя) жидкость попадает на лопасти статора с обратной стороны. Муфта одностороннего вращения освобождается, и статор вращается в направлении вращения турбины с насосным колесом. Поскольку больше нет подпора жидкости, не увеличивается также и крутящий момент. Данный момент называется моментом выключения сцепления, поскольку с этого времени гидротрансформатор работает только как гидравлическая муфта. К гидротрансформатору также имеет отношение следующее: 3 элемента, 1 стадия, 2 типа фазы, где: 3 элемента — насосное колесо, турбина, статор; 1 стадия — количество турбин: 1 используется для автомобиля; 2 фазы обозначают 2 различных рабочих диапазона: диапазон увеличения крутящего момента и диапазон муфты. При снижении скорости автомобиля функция гидротрансформатора меняется на обратную: турбина приводит в движение насосное колесо, пытаясь увеличить его скорость, что приводит к торможению двигателем. (В данном случае статор не работает, свободно вращаясь благодаря муфте одностороннего вращения.)