Система EGR двигателя: где находится, как почистить
Добавлено: Пн июн 02, 2025 2:45 pm
Система EGR в автомобильных двигателях: принцип работы, проблемы и способы отключения
EGR - Exhaust Gas Recirculation [англ.]
система рециркуляции отработавших газов - система управляющая возвратом части отработавших газов обратно во впускной коллектор.
Автомобильная система рециркуляции отработавших газов расшифровывается как Exhaust Gas Rerug System, что означает возврат части выхлопных газов из двигателя во впускной коллектор и повторное попадание в цилиндр со свежей смесью.
Современные автомобили в основном оснащены клапанами рециркуляции отработавших газов, которые могут контролировать выхлопные газы во всасываемом воздухе, а за счет переработки выхлопных газов выбросы оксидов азота в выхлопных газах автомобиля могут быть снижены, а также достигнута цель снижения загрязнения воздуха.
Что такое EGR и зачем она нужна?
EGR (Exhaust Gas Recirculation) — система рециркуляции отработавших газов, устанавливаемая на современные бензиновые и дизельные двигатели. Её основная задача — снижение выбросов оксидов азота (NOx) путём возврата части выхлопных газов обратно в цилиндры.
Рециркуляция отработавших газов нейтрализует образование NОx. Система EGR направляет часть выхлопных газов обратно во впускной коллектор при работе двигателя на частичных нагрузках. При этом уменьшается не только содержание кислорода в цилиндре, но и температура фронта пламени и сгорания, что также приводит к снижению выбросов NОx. Если уровень выхлопных газов, направленных на рециркуляцию, превышает 40% объема впускного воздуха, увеличиваются выбросы сажи, СО и НС, растет расход топлива из-за недостаточного количества кислорода. Рециркуляцию организуют путем соединения выпускного и впускного коллекторов. Клапан EGR, который открывается и закрывается электромагнитным клапаном или электрическим клапаном, регулирует поток газа. Следует заметить, что рециркуляция отработавших газов приводит к снижению топливной экономичности и росту выбросов углекислого газа СО2 вместо гораздо более опасного NОx.
Принцип работы:
1. Часть выхлопных газов (5-30%) отводится из выпускного коллектора
2. Газы проходят через клапан EGR и охладитель
3. Смешиваются с чистым воздухом во впускном коллекторе
4. Понижают температуру сгорания, уменьшая образование NOx
Типы систем EGR
1. Пневмомеханические (старые модели) — управляются вакуумом
2. Электронные (современные авто) — контролируются ЭБУ
3. С охлаждением — дополнительно снижают температуру газов
Плюсы системы EGR
✅ Снижение выбросов NOx на 50-70%
✅ Уменьшение детонации в бензиновых моторах
✅ Снижение расхода топлива на 3-5% в определённых режимах
Главные проблемы и неисправности
⚠️ Основные причины выхода из строя:
- - Закоксовывание клапана и каналов (особенно в дизелях)
- - Неисправность датчика или привода
- - Разрыв мембраны в вакуумных системах
Симптомы неисправности:
- - Неустойчивая работа на холостом ходу
- - Потеря мощности
- - Увеличенный расход топлива
- - Ошибки P0400-P0409
Варианты решения проблем
1. Чистка системы (помогает на ранних стадиях)
2. Замена клапана EGR (15-50 тыс. руб. в зависимости от модели)
3. Заглушка EGR (механическая или программная)
4. Полное удаление системы (требует перепрошивки ЭБУ)
Отключение EGR: за и против
✔️ Плюсы удаления:
- - Устранение проблем с закоксовыванием
- - Небольшой прирост мощности
- - Упрощение конструкции двигателя
✖️ Минусы:
- - Увеличение выбросов NOx
- - Возможные проблемы с прохождением ТО
- - Риск ошибок в работе других систем
EGR в современных реалиях
С ужесточением экологических норм (Евро-6/7) производители:
- - Усовершенствуют системы EGR
- - Комбинируют их с сажевыми фильтрами (DPF) и катализаторами
- - Разрабатывают альтернативные решения (например, селективное каталитическое восстановление)
Советы по эксплуатации
Для дизелей: чаще используйте высокие обороты
Периодически проверяйте состояние клапана
Заливайте качественное топливо
При первых симптомах делайте диагностику
Вывод: EGR — важная, но проблемная система. При грамотном обслуживании она исправно работает, но многие автовладельцы предпочитают её удаление для повышения надёжности двигателя. Решение зависит от условий эксплуатации и экологических требований в вашем регионе.