3S-FE двигатель Toyota - Параметры датчиков и механизмов, диагностика
Toyota 3S-FE — рядный, четырехцилиндровый, 4-тактный, атмосферный, бензиновый, объемом 2,0 л (1,998 куб. см, 121.93) от Toyota, выпускался компанией Toyota Motor Company с 1986 по 2003 года. Мотор отличается чугунным блоком цилиндров и алюминиевой головкой с двумя распределительными валами (DOHC) и четырьмя клапанами на цилиндр (два впускных и два выпускных). Все они имеют электронный впрыск топлива (EFI) и систему зажигания без распределителя, а для более поздней версии или распределительную систему с трамблером, с установленном датчика синхронизации в трамблёре. 3S FE которые были выпущены после 1996 года имеют VVT-i (Variable Valve Timing with intelligence) для впускного распредвала. Главной особенностью этой серии является наличием только одной звездочки распредвала, при установленных двух распредвалов, а передача вращения с одного распредвала на другой производится внутри клапанной крышки, с одного вала на другой через шестерню, что создает дополнительный, характерный шум этого мотора.
Внимание! 3S-FE выпущенные после 1996 года были модернизированы не в лучшую сторону, с завода на этих моторах очень сильно облегчили шатуны, что начало приводить к частому обрыву шатуна. Поэтому, при выборе автомобиля с установленным в нем 3S-FE обратите внимание на год производства двигателя.
Этот мотор развивает мощность от 115,6 л.с. (85 кВт; 114,0 л.с.) при 5 400 об/мин до 140,0 л.с. (103 кВт; 138,0 л.с.) при 6 000 об/мин максимальной мощности и от 155,0 Н·м (15,8 кг·м) при 2 800 об/мин до 186 Н·м (19 кг·м) при 4 400 об/мин пикового крутящего момента, точные данные зависят от года выпуска, так как его часто форсировали и модернизировали на заводе.

Диаметр цилиндра 86,0 мм (3,39 дюйма) и ход поршня 86,0 мм (3,39 дюйма) обеспечивают двигателю 3S-FE общий рабочий объем 1,998 куб. см (121,93 куб. дюйма). Степень сжатия составляет 9,5:1.
3S-FE имеет чугунный блок, коленчатый вал из кованой стали и пять коренных подшипников. Диаметр цилиндра составляет 86,0 мм (3,39 дюйма), а ход поршня — 86,0 мм (3,39 дюйма). Степень сжатия составляет 9,5:1.
Toyota 3S-FE Технические характеристики двигателя
Характеристики | |
Точный объем | 2,0 л, 1 998 куб. см³ |
Энергетическая система | Инжектор |
Мощность двигателя | С 115,6 л.с. (85 кВт; 114,0 л.с.) при 5 400 об/мин до 140,0 л.с. (103 кВт; 138,0 л.с.) при 6 000 об/мин |
Крутящий момент | От 155,0 Н·м (15,8 кг·м,) при 2 800 об/мин. до 186 Н·м (19 кг·м,) при 4 400 об/мин |
Номинальные обороты ХХ | 650 +- 50 об/мин |
Блок цилиндров | Чугун Р6 |
Головка блока цилиндров | Алюминиевый 24-клапанный |
Диаметр цилиндра | 86,0 мм |
Ход поршня | 86,0 мм |
Степень сжатия | 9.5 |
Количество поршневых колец | 2 / 1 |
Количество коренных подшипников: | 5 |
Внутренний диаметр цилиндра (стандартный): | 86.000–86.001 мм |
Диаметр юбки поршня (стандартный): | 85,847–85,857 мм |
Боковой зазор поршневого первого кольца: | 0,030-0,070 мм |
Боковой зазор поршневого второго кольца: | 0,030-0,070 мм |
Боковой зазор поршневого маслосъемного кольца: | 0,270–0,400 мм |
Торцевой зазор поршневого первого кольца: | 0,270–0,400 мм |
Торцевой зазор поршневого второго кольца: | 0,270–0,410 мм |
Торцевой зазор поршневого маслосъемного кольца: | 0,200–0,700 мм |
Диаметр коренной шейки коленчатого вала: | 54,998–55,003 мм |
Диаметр шатунной шейки: | 51,985–52 000 мм |
Зазор клапана (HOT) | |
Впускной клапан | 0,19–0,29 мм |
Выпускной клапан | 0,28–0,38 мм |
Степень сжатия | |
Стандарт | 12,5 кг/м2 / 200 об/мин |
Минимум | 10,0 кг/м2 / 200 об/мин |
Предел разницы давления между цилиндрами | 1,0 кг/м2 / 200 об/мин |
Масляная система | |
Расход масла, л/1000 км | до 0,5 л. |
Рекомендуемое моторное масло | SAE 10W-30, 15W-40 |
Тип масла API | SH, SJ, SL |
Объем моторного масла | С заменой фильтра: 3,9 л Без замены фильтра 3,7 л |
Интервал замены масла, км | 10,000 |
Система зажигания | |
Свеча зажигания | DENSO: K20TR-11 NGK: BKR6EKB-11 |
Зазор свечи зажигания: | 1,0–1,1 мм |
Крутящий момент свечи зажигания: | 18 Н·м |
Характеристики распредвалов | DOHC |
Гидрокомпенсаторы | Нет |
Тип ГРМ | Ременной привод |
Фазорегулятор | Нет |
Турбокомпрессор | Нет |
Тип топлива | АИ-92 |
Порядок работы | 1-3-4-2 |
Пример срока службы | 400 000 км |
Вес двигателя | 140 кг |
Система охлаждения | |
Тип | Объем охлаждающей жидкости |
3S-FE (SV4# АКПП | 6,7 л |
3S-FE (ST210) | 6,5 л |
3S-FE (ST215) | 6,8 л |
3S-FE (ST215) | 5,9 л |
3S-FE (SV55) | 6,1 л |
3S-FE (SXN1#) | 6,1 л |
3S-FE (SXM1#) | 6,7 л |
3S-FE (SXM1# с задним отопителем) | 7,6 л |
3S-FE (ST220 с отопителем) | 6,8 л |
3S-FE (ST220 без отопителя) | 6,5 л |
Автомобили с двигателем Toyota 3S-FE
Eстанавливался на несколько моделей Toyota, включая популярные модели серий Celica и Camry.Модель | Марка | Годы производства |
Avensis | (Т220) | 1997-2003 |
Celica | (T160) | 1986-1989 |
Celica | (T180) | 1989-1993 |
Celica | (T200) | 1993-1999 |
Camry | (V20) | 1986-1992 |
Camry | (V30) | 1990-1994 |
Camry | (V40) | 1994-1998 |
Vista | (V50) | 1998-2003 |
Caldina | (T190) | 1992-2002 |
Caldina | (T210) | 1997-2002 |
Carina | (T170) | 1987-1992 |
Carina | (T190) | 1992-1998 |
Corona | (T170) | 1987-1992 |
Corona | (T190) | 1992-1998 |
Picnic | (XM10) | 1995-2001 |
RAV4 | (XA10) | 1994-2003 |
Можно ли устанавливать ГБО на 3S-FE?
Да, самое главное выбрать подходящее поколение ГБО: ГБО второго поколения или ГБО четвертого поколения. Нужное поколение ГБО могут подобрать специалисты занимающееся установкой ГБО. Он отлично работает на ГБО четвертого поколения.Какое масло заливать в 3S-FE?
В двигателе Toyota 3S-FE применяется моторное масло типа SAE 10W-30, 15W-40Какой объем моторного масла?
Объем масла: С заменой фильтра: 3,9 л - Без замены фильтра 3,7 л.3S-FE свечи для двигателя:
Рекомендуемые свечи зажигания:- DENSO: K20TR-11
- NGK: BKR6EKB-11
3S-FE - пожалуй, один из самых распространенных моторов в линейке Toyota. Выпускался с 1987 года и применялся на очень многих "Тойотовских" моделях, в числе которых Celica, Camry/Vista в кузовах SV20/30/40, Caldina, Carina, Corona, Town Ace, Ipsum, Rav 4 и т.д. В зависимости от года выпуска и модели автомобиля, мощность 3S-FE варьировалась от 129 до 140 сил, крутящий момент также отличался, но не так существенно - от 181 до 186 Нм.
3S-FE производился с 1986-го по 2000-й год. Он является самым массовым мотором в серии. Рабочий объем цилиндров составляет 2.0 л. Мощность двигателя составляет 140 л.с. при 6000 оборотах в минуту и крутящий момент 186 Н · м при 4400 оборотах в минуту. Степень сжатия 9.5:1. Мотор получил квадрат цилиндров из-за одинакового диаметра цилиндров и хода поршня, которые составили 86 мм. Система зажигания устанавливалась электронная – DIS-2, одна катушка на пару цилиндров. Газораспределительная система имеет два распределительных вала верхнего расположения и выполнена по схеме DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр. Получил электронную систему питания – систему электронного впрыска топлива EFI. Мотор рассчитан на работу на 92-м бензине. Несмотря на свою надежность, 3S-FE имеет ряд характерных недостатков, например, ремень газораспределительного механизма (ГРМ) дополнительно приводит в действие водяную помпу и масляный насос, что в свою очередь сказывается на его сроке службы. Плюсом является то, что при обрыве ремня ГРМ клапана не встречаются с поршнями и не загибаются. В 1996-м году он был доработан, и после чего появилась возможность обрыва шатунных болтов.
С 3S-FE нужно быть аккуратным при замене моторного масла. Для моторов до 1996-го года выпуска рекомендуемая вязкость масла 5W50, а для 3S-FE начиная с 1996-го года рекомендуемая вязкость заводом изготовителем 5W30.
В целом мотор получился надежным, а основные проблемы начинаются только после 200 000 км. пробега.
3S-FE проблемы
- Выход из строя топливной форсунки на 3S-FE, сопровождающийся попаданием бензина в картер и сильным износом шестерни. Признаки: поднимается уровень масла (масло пахнет бензином), машина дергается, едет неравномерно, глохнет, обороты всплывают. Решение: замените топливную форсунку.
- Клапан EGR, это вечная проблема на всех двигателях с EGR. Со временем, при использовании некачественного бензина и редкой замены масла, клапан EGR покрывается коксом и начинает клинить и со временем полностью перестает работать. Вместе с плавающими оборотами, очень туп, не едет и т.д. Проблема решается систематической чисткой клапана, либо его отключением.
- Обороты падают, глохнут, не ездит. Все проблемы с холостым ходом, в большинстве случаев, решаются чисткой блока дроссельной заслонки, если эта процедура не помогла, то почистить впускной коллектор. Кроме того, причиной может быть топливный насос и загрязненный воздушный фильтр.
- Высокий расход топлива на 3S. Данные двигателе не оборудованы датчиком расхода воздуха, в результате у них немного повышенный расход топлива. Если все же расход топлива значительно превышает номинальный, то отрегулируйте УОЗ, очистите форсунки, ЭБУ, клапан холостого хода.
- Вибрации. Как правило 3S не сильно производят вибрацию, но если все же она чрезмерна то устраняется путем замены подушки двигателя, либо цилиндр не работает.
- Перегревы двигателей 3S крайне редки, так как на них устанавливается довольно производительная система охлаждения. Но если такое явление происходит то проблема скорее всего кроется в заливной крышке радиатора, замените ее.
Примечание от специалистов форума "Китайтека" - Двигатели семейства 3S очень надежные. Нам, как специалистам приходилось многократно разбирать двигатели этого семейства и даже при высоких пробегах состояние металла внутри двигателя всегда нас удивляло. Мы называем эти двигатели золотой эры, когда двигатели разрабатывали инженеры а не маркетологи. Надеюсь вы понимаете о чем мы говорим.
3S-FE отзывы владельцев
- Хороший мотор, я год на такому езжу, а авто с 88 года. А друг уже 6-ой год кроме масла и ремней ничего не меняет. Но сам по себе шумный он конечно, но надежный.
- В 1996-м году был доработан, и после чего появилась возможность обрыва шатунных болтов.
вот это неясно, а в остальном звучит интересно. А кстати, несгибаемость клапанов при обрыве ремня ГРМ - вообще супер тема.
- У меня такой же мотор стоит. шумноваты, да. Но правда масла жрет недуром. Кольца видать сильно сносились. а блок цилиндров боюсь лезть))) ща кроме колец весь движок придется перебирать
- 3S-FE - Эти моторы очень долговечные.
- У меня в декабре застучал такой, за троил страшно, и стучал при нажатии на газ, в итоге разобрал а там прокладку выдуло между 3-4 цилиндром. В итоге замена прокладки и уже заменил кольца так как масло брала не много, головка бомба только отрегулировал клапана и все. Весь ремонт в 15 -18 тысяч рублей обошелся.
- Внимание на пробег и на масло-приёмную горловину , noah 99 года масло не жрёт ,не дымит (грамотный уход)
- Рав 4 1995 года, родненький мотор 3s-fe, который никогда меня не подводил, тьфу-тьфу-тьфу.
420 тыс намотал, и только менял расходники, несколько раз регулировали зазор клапанов, вскрывая крышку головки, а так больше ничего не делалось, были проблемы с лямбдой зонд, но сейчас всё хорошо.
для 2-ух литров слабенький, немножко шумный, но вынослив.
- Хм, у меня 97 год, пробег уже за 300 тк, а в движке пока только ремень ГРМ заменил с некоторыми сопутствующими роликами и сальниками. Больше ничего не делал) Первые хозяева за машиной ухаживали хорошо, видимо)
- нормальный двигатель у меня на Калдине был три года от ездил проблем не было пробег был за 200 тысяч только масло менял и грм заменил
Где находится номер двигателя?
Серийный номер указан на блоке двигателя, на торцевой его части, со стороны крепления коробки передач, как показано на схеме:Проверка системы зажигания
Как проверить высоковольтные провода 3S-FE
- 1. Извлеките высоковольтный провод из свечного колодца с одной стороны и отсоедините второй коней высоковольтного провода от распределителя зажигания. Внимание, не тяните за сам провод, тяните за резиновый наконечник! а также чрезмерное сгибание высоковольтных проводов может привести к повреждению провода внутри.
- 2. Проверьте сопротивление высоковольтного провода:
- - используйте Ом-метр (или мультиметр в режиме проверки сопротивления)
- - измерьте сопротивление высоковольтного провода, максимальное сопротивление высоковольтного провода не должно превышать: 25 кОм
- - если сопротивление какого либо высоковольтного провода больше 25 кОм - этот высоковольтный провод неисправен.
- 1. Снятие свечей 3SFE
- - Отсоедините высоковольтные провода и свечным ключом на 16 мм. выкрутите свечи.
- - если свеча откручена но при этом осталась в свечном колодце, достать ее можно свечным проводом, наденьте наконечник свечного провода на открученную свечу в колодце, и извлеките свечу из колодце в месте с свечным проводом. Вставить свечу в свечной колодец можно будет так же.
Если черные сухие свечи зажигания 3s fe - это означает что при работе двигателя идет перерасход топлива. Происходит чрезмерная подача топлива (заливает свечи).
Если черные и мокрые свечи зажигания 3sfe, и при этом мотор не заводится - это означает что неисправна система зажигания - отсутствует искра.
Зазор свечей 3s fe
- Регулировка зазора на свечах зажигания производится щупом, и составляет 1.1 мм. (зазор на свечах зажигания 3s fe - 1.1 мм).- Установите указанные зазор на всех свечах зажигания двигателя 3S-FE с помощью щупа.
Момент затяжки свечей зажигания 3S-FE
- установите свечи зажигания в свечные колодцы двигателя.- свечным ключом на 16 мм затяните свечи зажигания с моментом затяжки 18 Нм. (момент затяжки свечей зажигания 3S-FE - 18 нм.).
Порядок подключения высоковольтных проводов 3S-FE трамблер
Блок управления двигателем 3s fe
В блоке управления двигателем заложены данные для оптимального момента зажигания при любых условиях эксплуатации автомобиля. Используя данные полученные от датчиков, которые контролируют различные параметры двигателя 3S-FE (обороты, температуру двигателя, давление в впускном коллекторе...) микроконтроллер в блоке управления двигателем подает искру в самый оптимальный момент. Но для этого требуется исправность датчиков, системы зажигания и правильная установка начального угла опережения зажигания.
ЭБУ контролирует состояние по сигналам от каждого датчика , вычисляет время зажигания и посылает сигнал зажигания на коммутатор. Коммутатор управляет катушкой зажигания и с помощью нее генерирует высокое напряжение разряда. Высокое напряжение от катушки зажигания попадает на распределитель зажигания (Трамблер) и в соответствии с положением переходит по высоковольтному проводу к свече зажигания нужного цилиндра. На электродах свечи зажигания происходит разряд, который воспламеняет топливную смесь в цилиндре.
3S-FE - Схема зажигания
Нет искры 3s fe - Как проверить искру на двигателе 3S-FE
1. Отсоедините высоковольтный провод от свечи зажигания.2. Выкрутите все свечи зажигания (это нужно для облегчения работы стартером, в случае если он не заводится)
3. Установите снятые свечи на каждый высоковольтный провод.
4. Соедините металлическую часть свечей с массой автомобиля (заземлите свечи зажигания).
5. Попросите помощника прокрутить мотор стартером в течении 1-2 секунд, в момент прокрутки двигателя контролируйте искрение на свечах.
6. Не трогайте свечи руками в момент тестирования!
Если искры нет то пройдите следующий алгоритм поиска искры:
Искра есть?
- Нет
Если разъемы окислены или есть оторванные провода - восстановите электрическое соединение и повторите тест.
- Сделано, но искры все еще нет
- Сделано, но искры все еще нет
1. включите зажигание
2. на + клемме катушки зажигания должно быть + 12 вольт.
- Сделано, но искры все еще нет
сопротивление первичной обмотки - на холодную 0.36 - 0.55 Ом. - на горячую 0.45 - 0.65 Ом.
сопротивление вторичной обмотки - на холодную 9.0 - 15.4 кОм. - на горячую 11.4 - 18.1 кОм.
- Сделано, но искры все еще нет
Сопротивление между контактами "G+" и "G-" на холодную - 185 - 275 Ом. - на горячую 240 - 325 Ом.
Сопротивление между контактами "NE+" и "NE-" на холодную - 370 - 550 Ом. - на горячую 475 - 650 Ом.
- Сделано, но искры все еще нет
воздушный зазор в распределителе зажигания двигателя 3S-FE - 0.2 - 0.4 мм.
- Сделано, но искры все еще нет
Как проверить катушку зажигания в двигателе 3S-FE?
Симптомы при которых неисправна катушка зажигания:- не заводится и при этом мокрые свечи.
- Нет искры при запуске.
- заводится но работает неустойчиво, с рывками.
- заводится и работает хорошо только пока холодный, после прогрева начинает троить, дергаться при разгоне и "стрелять" в глушитель.
- дергается и "стреляет" в глушитель или "под капот"
Если катушка зажигания установлена в распределителе зажигания (в трамблере) то алгоритм ее проверки следующий:
Примечание:
термин "на холодную" означает что температура самих катушек зажигания от -10 до 50 градусов.
термин "на горячую" означает что температура самих катушек зажигания от 50 до 100 градусов.
Проверка катушки зажигания
1. Снимите крышку распределителя зажигания.
2. снимите ротор распределителя.
3. снимите пылезащитную крышку.
4. проверьте сопротивление первичной обмотки катушки зажигания:
используйте мультиметр, подключенный согласно схеме: Сопротивление первичной обмотки исправной катушки зажигания двигателя 3S-FE:
"на холодную": 0.36 - 0.55 Ом.
"на горячую": 0.45 - 0.65 Ом.
Если сопротивление не соответствует заявленным - замените катушку зажигания.
5. Проверьте сопротивление вторичной обмотки катушки зажигания:
используйте мультиметр, подключенный согласно схеме: Сопротивление вторичной обмотки исправной катушки зажигания двигателя 3S-FE:
"на холодную": 9.0 - 15.4 кОм.
"на горячую": 11.4 - 18.1 кОм.
Если сопротивление не соответствует заявленным - замените катушку зажигания.
Проверка воздушного зазора в распределителе зажигания
Используя измерительный щуп, измерьте воздушный зазор между датчиком и выступом ротора. воздушный зазор должен быть: 0.2 - 0.4 мм.
Если воздушный зазор не соответствует указанному - замените корпус распределителя зажигания.
Проверка датчика синхронизации двигателя Toyota 3S-FE
Используя мультиметр проверьте сопротивление между клемами: "на холодную"G+ и G- : 185 - 275 Ом.
NE+ и "NE- :370 - 550 Ом.
"на горячую"
G+ и G- : 240 - 325 Ом.
NE+ и NE- : 475 - 650 Ом.
Если сопротивление не соответствует указанному - замените корпус распределителя зажигания.