Страница 1 из 1

Работа датчиков 1 и 2 в модуле электронной дроссельной заслонки (ETC)

Добавлено: Вт авг 19, 2025 1:41 am
morskoj

Работа датчиков 1 и 2 в модуле электронной дроссельной заслонки (ETC)

В современных автомобилях с электронной дроссельной заслонкой (ETC, Electronic Throttle Control) используются два датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) – датчик №1 и датчик №2 . Они обеспечивают точное управление двигателем, безопасность и диагностику неисправностей.

Как работает электронная дроссельная заслонка Е-газ

1. Назначение датчиков положения дроссельной заслонки


Датчики ДПДЗ1 (основной) и ДПДЗ2 (резервный) работают в паре и выполняют следующие функции:
  • - Контроль текущего положения дроссельной заслонки (угол открытия).
  • - Передача данных в ЭБУ для расчета подачи топлива, угла опережения зажигания и других параметров.
  • - Обеспечение резервирования – если один датчик выходит из строя, система использует данные второго.
  • - Защита от аварийных режимов – при несоответствии сигналов ЭБУ переводит двигатель в аварийный режим.

2. Принцип работы датчиков

2.1. Тип датчиков


Оба датчика обычно являются потенциометрическими (резистивными) или бесконтактными (магниторезистивными или на эффекте Холла) .

2.2. Разница между ДПДЗ1 и ДПДЗ2

ХарактеристикаДатчик №1 (ДПДЗ1)Датчик №2 (ДПДЗ2)
НазначениеОсновной сигналРезервный сигнал
Зависимость от положенияЛинейно возрастает при открытииЛинейно уменьшается при открытии
Напряжение сигнала~0.7–4.5 В (зависит от положения)~4.5–0.7 В (инвертировано)
При неисправностиЭБУ переходит на ДПДЗ2ЭБУ ограничивает мощность
Характеристики датчиков положения электро-дроссельной заслонки

2.3. Как работают вместе?

  • - В нормальном режиме ЭБУ сравнивает сигналы с обоих датчиков.
  • - При открытии заслонки :
  • - ДПДЗ1 увеличивает напряжение (например, от 0.7 В до 4.5 В).
  • - ДПДЗ2 уменьшает напряжение (например, от 4.5 В до 0.7 В).
  • - При несоответствии сигналов (например, P0122 или P0222 ) ЭБУ фиксирует ошибку и включает аварийный режим.

3. Возможные неисправности и ошибки

3.1. Типовые коды ошибок

  • - P0120–P0124 – неисправность цепи ДПДЗ1.
  • - P0220–P0224 – неисправность цепи ДПДЗ2.
  • - P2135 – несоответствие сигналов ДПДЗ1 и ДПДЗ2.

3.2. Причины отказов

  • - Загрязнение дроссельного узла (нагар, масляные отложения).
  • - Износ резистивных дорожек (для потенциометрических датчиков).
  • - Обрыв или замыкание проводки .
  • - Окисление контактов .
  • - Неисправность электропривода заслонки .

4. Диагностика и ремонт

4.1. Проверка напряжения


1. Подключите мультиметр к сигнальным проводам датчиков.
2. При включенном зажигании (без запуска двигателя):
  • - ДПДЗ1 : ~0.7 В (закрыто) → ~4.5 В (открыто).
  • - ДПДЗ2 : ~4.5 В (закрыто) → ~0.7 В (открыто).

3. Плавно нажимайте педаль газа – напряжение должно меняться без скачков.

4.2. Проверка сопротивления (для потенциометрических датчиков)

  • - Измерьте сопротивление между контактами при разных положениях заслонки.
  • - Оно должно плавно изменяться без обрывов.

4.3. Очистка дроссельного узла

  • - Используйте очиститель карбюратора для удаления нагара.
  • - Не применяйте абразивы – можно повредить датчики.

4.4. Адаптация дроссельной заслонки и само адаптация

Блок управления двигателем (ECM) должен определять минимальное положение дроссельной заслонки. Это необходимо, поскольку нагар на корпусе дросселя приводит к изменениям показаний датчика TPS. Обучение минимальному положению выполняется при выключении зажигания. Другими словами, ECM проверяет работу двигателя при запуске зажигания, а затем автоматически определяет минимальное положение TPS при выключении зажигания. Этот процесс обычно называют инициализацией.

Адаптация дроссельной заслонки

При запуске зажигания система ETC перемещает заслонку примерно до отметки 15°, а затем возвращает ее в положение 5°. При выключении зажигания ETC полностью закрывает заслонку на три секунды, после чего возвращает ее в базовое положение. Затем реле отключается.
После замены датчика или очистки требуется сброс адаптаций через диагностический сканер.

4.5. Адаптация электронной дроссельной заслонки после чистки

Если длительное время не очищать дроссельный узел, то на его граничной щели скопиться много коксового шлака, что уменьшит воздушный зазор и это приведет к уменьшению количество входящего воздуха в двигатель на холостом ходу, что может повлечь за собой уменьшение оборотов холостого хода двигателя или он может даже заглохнуть. Что бы этого не происходило, современные блоки управления адаптируются к таким изменениям и смещают минимальное положения дроссельной заслонки или регулятора холостого хода, и записывают это значение в память. После чистки дроссельного узла, происходит увеличение воздушного канала и если блок управления уже адаптировался под "забитый дроссельный узел" то холостые обороты двигателя будут намного выше стандартных. Адаптируемый блок управления, "видит" что обороты холостого хода изменились, блок управления попытается их уменьшить, но он "упрется" в программное ограничение, которое ограничиваете количество ступеней регулировок холостого хода, и "уйдет" в ошибку, записав код P0507 в свой памяти.
Программное ограничение изменения ступеней регулировки холостого хода в блоках устанавливается для того что бы избежать больших количеств ступеней регулировки и адаптации по ошибочным данным, что может привести к потере холостого хода или чрезмерное его увеличение по ошибке, и что бы адаптация работала именно на коррекцию загрязнения дроссельного узла, а этот процесс происходит медленно. А после чистки, у нас произошёл обратный скачкообразный эффект.

Для того что бы снять программные ограничения адаптации холостого хода, требуется либо в диагностическом оборудовании двигателя запустить процесс "адаптация холостого хода", либо каким ни будь образом умышленно снизить обороты холостого хода на некоторое время (5-10 мин, к примеру пережать воздушный шланг, или отключить один цилиндр), что бы блок управления не "упирался" в программные ограничения и произвел процесс самоадаптации.

5. Заключение


Датчики ДПДЗ1 и ДПДЗ2 в электронной дроссельной заслонке работают в паре, обеспечивая точное управление двигателем. При неисправности одного из них ЭБУ переходит на резервный сигнал, но может ограничить мощность. Регулярная диагностика и очистка дроссельного узла помогут избежать проблем с ошибками P0122, P0222 и P2135 .
Если после проверки датчиков и проводки ошибка остается, возможна неисправность ЭБУ или электропривода заслонки – в этом случае лучше обратиться к специалистам.