Страница 6 из 9

Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 2:43 am
morskoj

Общее описание работы противобуксовочной системы при невысокой скорости движения

Общее описание работы противобуксовочной системы при невысокой скорости движения
Общее описание работы противобуксовочной системы при невысокой скорости движения
Screenshot_54.jpg (104.17 КБ) 175 просмотров

При трогании с места на скользкой поверхности происходит следующее.
Ведущее колесо с более низким сцеплением с покрытием начинает буксовать. Когда скорость проскальзывания колеса достигнет 8,5 км/ч, противобуксовочная система начинает модулировать давление для подтормаживания буксующего колеса.
При подтормаживании колеса дополнительное тяговое усилие передается на другое колесо, которое все еще имеет сцепление с дорогой. Противобуксовочная система предотвращает проскальзывание ведущих колес путем контроля тормозного момента, что улучшает разгонную динамику и устойчивость автомобиля.
Если во время разгона одно из ведущих колес имеет тенденцию к пробуксовке из за излишнего крутящего момента двигателя, давление в тормозном цилиндре данного колеса увеличивается, что предотвращает пробуксовку. Момент начала пробуксовки определяется по сигналам датчиков скорости вращения колес.

Общее описание работы противобуксовочной системы при невысокой скорости движения
Общее описание работы противобуксовочной системы при невысокой скорости движения
Screenshot_55.jpg (170.33 КБ) 175 просмотров

Цикл работы противобуксовочной системы


Фаза 0 – фаза 1: при обнаружении тенденции колеса к пробуксовке.
Фаза 1 – фаза 2: при уменьшении тенденции колеса к пробуксовке.
Фаза 2 – фаза 3: если замедление колеса становится ниже порога регулирования и если его скорость вращения уменьшается ниже заданного предела проскальзывания.
Фаза 3 – фаза 4: если скорость вращения колеса находится в допустимых пределах проскальзывания.
Фаза 4 – фаза 5: если ускорение колеса превышает порог регулирования
и если его скорость вращения больше заданного предела проскальзывания.
Цикл управления вращением колес, описанный выше, непрерывно повторяется, а предел допустимого проскальзывания изменяется, что обеспечивает максимальный разгон автомобиля на любом покрытии.
Автомобили с комплексной противобуксовочной системой FTCS
Если дорожное покрытие имеет низкий коэффициент сцепления, другое колесо может начать буксовать, и когда его скорость вращения станет равной 6,5 км/ч, блок управления TCS/ABS направит в блок управления двигателем или блок управления трансмиссией запрос на снижение крутящего момента двигателя, что приведет к прекращению пробуксовки. Верхний предел допустимой пробуксовки колеса, определяемый до момента срабатывания системы, постепенно снижается, пока скорость автомобиля не достигнет 22 км/ч. Как только это произойдет, этот предел снова увеличивается и регулировка происходит путем ограничения крутящего момента двигателя или подтормаживанием колес. При начале движения допускается сравнительно высокая степень пробуксовки колеса. Это сделано для того, чтобы придать автомобилю спортивный характер. Кроме того, это позволяет колесам лучше сцепиться с твердой поверхностью, когда это необходимо.


Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 2:44 am
morskoj

Логика определения перегрева тормозного диска

Логика определения перегрева тормозного диска
Логика определения перегрева тормозного диска
Screenshot_56.jpg (156.48 КБ) 174 просмотра

Логика расчета температуры тормозных дисков применяется для предотвращения перегрева тормозных дисков ведущих колес во время работы противобуксовочной системы. Температура рассчитывается по специальной формуле для каждого колеса в отдельности. После включения зажигания производится расчет при исходной температуре 30°C, затем рассчитывается температура диска каждого ведущего колеса в соответствии с продолжительностью воздействия противобуксовочной системы на тормоза. Если расчетная температура превышает 400°C, противобуксовочная система временно прекращает подтормаживать соответствующее колесо. Противобуксовочная система включается снова, когда расчетная температура станет ниже 250°C. При обнаружении перегрева ЭБУ противобуксовочной системы записывает в память диагностический код неисправности «Перегрев тормозов», который можно удалить с помощью прибора HI SCAN Pro.


Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 2:45 am
morskoj

Входные и выходные сигналы

Входные и выходные сигналы
Входные и выходные сигналы
Screenshot_57.jpg (159.85 КБ) 172 просмотра

ЭБУ составляет одно целое с гидроблоком ABS/TCS. Колесные датчики посылают сигналы скорости вращения колеса в ЭБУ. В ЭБУ TCS подаются также следующие входные сигналы:

  •  сигнал выключателя стоп-сигналов;
  •  сигнал включения режима полного привода.

Блок управления постоянно запитывается по цепи контакта «+30», рабочее напряжение блока 9 16 В. При включении зажигания на ЭБУ поступает напряжение питания, и на время проверки работы системы загорается контрольная лампа TCS. Если система исправна, лампа гаснет через 3 5 секунд. Как и в системе ABS, работа всех элементов противобуксовочной системы постоянно контролируется ЭБУ. В основу работы системы положен принцип безопасного торможения. Клапаны противобуксовочной системы включены в гидравлическую систему и обеспечивают торможение ведущих колес. Для предотвращения перегрева тормозных механизмов из-за работы противобуксовочной системы температура тормозных дисков рассчитывается при каждом включении системы. Поэтому при превышении некоторого значения температуры противобуксовочная система отключается. ЭБУ управляет ABS и EBD (подробные сведения см. в разделе по ABS).
Блок управления контролирует внутренние цепи и работу других элементов ABS/TCS. При неисправности ЭБУ генерируется диагностический код неисправности, загорается контрольная лампа ABS или TCS, и система ABS/TCS отключается.


Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 2:49 am
morskoj

Сигнал выключателя стоп-сигналов

Сигнал выключателя стоп-сигналов
Сигнал выключателя стоп-сигналов
Screenshot_58.jpg (91.4 КБ) 167 просмотров

При нажатии на педаль тормоза ток поступает к блоку управления через выключатель стоп сигналов.
Информация о состоянии выключателя стоп-сигналов (включен/выключен) используется блок управления следующем образом.
Если педаль тормоза нажата при работающей противобуксовочной системе (загораются лампы стоп-сигналов), эта система отключается и задействуется тормозная система.


Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 2:49 am
morskoj

Выключатель TCS и контрольная лампа

Выключатель TCS и контрольная лампа
Выключатель TCS и контрольная лампа
Screenshot_59.jpg (158.16 КБ) 166 просмотров

Противобуксовочную систему можно включать и отключать выключателем на панели приборов. Выключатель соединен с ЭБУ ABS/TCS и коммутационным блоком салона. Коммутационный блок салона подает к выключателю напряжение питания «+», аккумуля-торный разъем (30), при нажатии на выключатель цепь соединяется с «массой», и противо-буксовочная система включается или выключается в зависимости от состояния тока в цепи. При выключении противобуксовочной системы в комбинации приборов загорается контрольная лампа TCS OFF, которая также включается при обнаружении неисправности ЭБУ TCS.
Обратите внимание на то, что выключатель TCS на автомобилях c противобуксовочной системой может отсутствовать.


Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 2:50 am
morskoj

Контрольная лампа включения TCS

Контрольная лампа включения TCS
Контрольная лампа включения TCS
Screenshot_60.jpg (121.72 КБ) 165 просмотров
Контрольная лампа TCS находится в щитке приборов. Она загорается при включении противобуксовочной системы. Лампа загорается с незначительной временной задержкой (300 мс) после включения противобуксовочной системы и горит, пока система остается включенной. При включении зажигания лампа загорается на 3-5 секунд.

Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 3:07 am
morskoj

Гидравлический клапанный блок

Гидравлический клапанный блок
Гидравлический клапанный блок
Screenshot_61.jpg (260.14 КБ) 164 просмотра

Узел гидроблок – ЭБУ в основном имеет ту же конструкцию, что и модуль ABS (см. раздел по ABS), добавлены только два клапана противобуксовочной системы.

Примечание: в гидравлическом блоке системы ABS BOSCH 5.3 имеется 4 клапана противобуксовочной системы.

Клапанный блок, встроенный в гидравлический блок, регулирует давление тормозной жидкости в тормозных механизмах ведущих колес при включении противобуксовочной системы. В состав клапанного блока входит десять электромагнитных клапанов: четыре впускных и четыре выпускных (по два на каждое колесо), два клапана противобуксовочной системы (по одному на каждый контур). Пояснения по впускным и выпускным клапанам, а также принципы их работы даны в разделе по ABS. Клапаны противобуксовочной системы в исходном состоянии открыты и закрываются при включении противобуксовочной системы для изолирования контура задних тормозов от контура передних.

Откачивающий насос


Откачивающий насос размещен в гидроблоке и состоит из электродвигателя постоянного тока, который приводит в действие гидравлический насос. Насос работает все время, пока тормозное давление регулируется противобуксовочной системой. Гидравлический насос и электродвигатель выполнены заодно с клапанным блоком и не могут быть заменены по отдельности.

Клапан противобуксовочной системы


В исходном состоянии клапан противобуксовочной системы открыт, и давление, создаваемое в главном тормозном цилиндре, подводится к тормозу каждого колеса через этот клапан.
При пробуксовке одного (или двух) ведущих колес клапан противобуксовочной системы закрывается, и тормозная жидкость под давлением, создаваемым насосом, направляется к тормозному механизму буксующего колеса.

Редукционный клапан


После создания насосом давления во время работы противобуксовочной системы избыточное давление сбрасывается через редукционный клапан, который направляет жидкость обратно в главный тормозной цилиндр.

Трехходовой золотник


Во время работы противобуксовочной системы тормозная жидкость подается к насосу от главного тормозного цилиндра через открытый трехходовой золотник, который закрывается при нажатии на тормоз.


Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 3:08 am
morskoj

Описание гидравлического контура

Описание гидравлического контура
Описание гидравлического контура
Screenshot_62.jpg (265.77 КБ) 163 просмотра

Гидравлическая система показана при отпущенной педали тормоза. Трехходовой золотник и клапан противобуксовочной системы открыты.


Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 3:09 am
morskoj

Работа гидравлического контура при нормальном торможении

Работа гидравлического контура при нормальном торможении
Работа гидравлического контура при нормальном торможении
Screenshot_63.jpg (172.95 КБ) 162 просмотра

При нормальном торможении давление, созданное в главном тормозном цилиндре, действует на трехходовой клапан, перекрывающий подачу тормозной жидкости к насосу. Гидравлическая жидкость под давлением непосредственно поступает из главного тормозного цилиндра на тормозные механизмы задних колес, а к тормозным механизмам передних колес — через открытые клапаны противобуксовочной системы.

Фаза 1, повышение давления

Фаза 1, повышение давления
Фаза 1, повышение давления
Screenshot_65.jpg (162.23 КБ) 159 просмотров

Поскольку противобуксовочная система регулирует тормозное усилие без нажатия на педаль тормоза, гидроблок должен увеличить и затем регулировать давление на тормозах ведущих колес для их подтормаживания, если пробуксовка выходит за допустимые пределы. ЭБУ TCS/ABS приводит в действие противобуксовочную систему в следующих случаях:

  •  если одно из ведущих колес буксует и вращается быстрее, чем это допустимо;
  •  если педаль тормоза не нажата и выключатель стоп-сигналов не включен;
  •  при скорости движения автомобиля ниже 100 км/ч.

При включении противобуксовочной системы с приведением в действие тормозных механизмов вакуумный усилитель, поршни привода контуров «левый передний – правый задний тормоза» и «правый передний – левый задний тормоза» главного тормозного цилиндра находятся в исходном состоянии. В клапанном блоке входные и выходные клапаны также остаются в исходном положении, т. е. входные клапаны открыты, а выходные — закрыты.
ЭБУ TCS/ABS включает откачивающий насос и закрывает клапан противобуксовочной системы, что приводит к нарастанию давления. Это обеспечивается открытием трехходового золотника, направляющего тормозную жидкость к откачивающему насосу. Жидкость под давлением подается к рабочим тормозным цилиндрам через открытый впускной электромагнитный клапан. Поскольку выпускной электромагнитный клапан закрыт, давление увеличивается в рабочем тормозном цилиндре, и колесо подтормаживается.

Фаза 2, удержание давления

Фаза 2, удержание давления
Фаза 2, удержание давления
Screenshot_66.jpg (162.12 КБ) 159 просмотров

Во время удержания давления на впускной электромагнитный клапан подается напряжение питания (клапан закрыт). Насос непрерывно создает давление, и избыток жидкости воздействует на редукционный клапан. Как только давление жидкости превысит усилие пружины редукционного клапана, клапан открывается, и избыточная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр.

Фаза 3, снижение давления

Фаза 2, удержание давления
Фаза 2, удержание давления
Screenshot_67.jpg (173.06 КБ) 159 просмотров

Во время снижения давления питание подается на электромагнитный впускной клапан (клапан закрыт) и электромагнитный выпускной клапан (клапан открыт). Давление стравливается через открытый выпускной электромагнитный клапан.

Давление тормозной жидкости регулируется:

  •  пока сцепление между колесами и дорожной поверхностью не станет обеспечивать вращение колеса без чрезмерной пробуксовки;
  •  до нажатия на педаль тормоза (до срабатывания выключателя стоп-сигналов);
  •  до прекращения регулирования тормозного давления ЭБУ TCS/ABS для предотвращения перегрева тормозных механизмов.

При прекращении регулирования давления ЭБУ TCS/ABS выключает откачивающий насос, закрывает клапаны противобуксовочной системы и переводит электромагнитные впускные клапаны в исходное состояние.
Если регулирование давления противобуксовочной системы прекращается при нажатии на педаль тормоза, противобуксовочная система, управляющая тормозами, выключается, и вместо нее включается тормозная система. Противобуксовочная система, управляющая тормозами, выключается из-за опасности перегрева тормозов по истечении некоторого промежутка времени, продолжительность которого определяется ЭБУ TCS/ABS.


Re: Тормозная система - краткая теория

Добавлено: Пн июн 16, 2025 3:10 am
morskoj

Устройство системы BTCS Bosch 5.3

Устройство системы BTCS Bosch 5.3
Устройство системы BTCS Bosch 5.3
Screenshot_68.jpg (218.48 КБ) 158 просмотров

Система Bosch 5.3, которую также называют активной системой дифференциального торможения ABD, выполняет те же функции, что и комплексная противобуксовочная система, но и имеет ряд конструктивных отличий.
Клапанный блок противобуксовочной системы Bosch 5.3 состоит из 12 электромагнитных клапанов: четырех впускных, четырех выпускных, двух клапанов повышения давления и двух клапанов понижения давления. Четыре клапана, изменяющие давление, используются только во время работы противобуксовочной системы. Клапаны распределяются следую¬щим образом: по одному впускному и выпускному клапану на каждое колесо и по одному клапану повышения и понижения давления на каждое переднее колесо. Описание впускных и выпускных клапанов и аккумуляторов давления приведено в разделе «Клапанный блок, работа ABS». Описание клапанов противобуксовочной системы дано ниже.