Re: Шум или вибрация на скорости или при торможении - причины
Шум и вибрация, связанные с двигателем
Даже полностью исправный двигатель создает различные звуки и шумы, связанные с вращением и со скольжением различных деталей, а также со сгоранием топлива. Чтобы детали могли вращаться или скользить, необходимы зазоры, и из-за этих зазоров при движении деталей возникают удары. Если зазоры соответствуют номинальным, создаваемый звук считается нормальным рабочим шумом. Но если зазоры становятся слишком большими, шум увеличивается до уровня, вызывающего жалобы клиента. Далее приведены типовые участки двигателя, где образуются шум и вибрация.
Шум верхней части (привод клапанов), шум нижней части (коленчатый вал, подшипники), несбалансированность коленчатого вала. Естественно, существует еще больше источников вибрации, например крутильные и изгибные колебания коленчатого вала (поэтому на шкив коленчатого вала устанавливают гаситель крутильных колебаний), импульсы зажигания, изношенные или поврежденные опоры двигателя. Типовые участки образования шума и вибрации от навесного оборудования двигателя: вибрация двигателя, создающая шум с биениями при интерференции с навесными агрегатами, изношенные, поврежденные или неотрегулированные ремни привода генератора, насоса системы охлаждения, насоса усилителя рулевого управления, компрессора кондиционера, изношенные или поврежденные подшипники навесных агрегатов (генератора, насоса системы охлаждения, насоса усилителя рулевого управления, компрессора кондиционера, натяжителя), несоосно установленный или поврежденный шкив.
Помимо шумов, обусловленных механическими проблемами, неправильное сгорание топлива также может быть источником шума и вибрации. Они возникают под нагрузкой и могут включать в себя: детонацию, стук, пропуски зажигания, обратную вспышку, и т. д. При детонации образуется стук высокого тона, который слышен, в основном, во время разгона или при работе с полностью открытой дроссельной заслонкой. Основными причинами детонации являются неправильно подобранные свечи зажигания (следует проверить температурный диапазон), слишком раннее зажигание, неправильная марка топлива, обедненная смесь, сажевые отложения в камере сгорания. Детонация может привести к серьезному повреждению двигателя. Это может быть перегрев двигателя, повреждение поршней и вкладышей, пригорание поршней и клапанов, повреждение прокладки головки блока цилиндров и т. п. Поэтому причину детонации следует тщательно выявить и устранить. Другими причинами образования вибрации могут быть, например, несбалансированность вращающихся деталей и вынуждающая сила, образующаяся при колебаниях крутящего момента из-за изменения давления газов в течение рабочего цикла. Эта вибрация особенно сильно ощущается на холостом ходу и может усиливаться из-за неравномерного сгорания топлива, разброса компрессии между цилиндрами и пропусков зажигания. В этих случаях усиливается также тряска двигателя. Эта тряска передается на кузов через опоры двигателя, при этом она ощущается в салоне автомобиля. Причиной ощущаемой в салоне вибрации может также быть неправильно установленная или изношенная опора двигателя. Гидротрансформатор создает тряску, передающуюся в ходовую часть, если рычаг выбора режимов установлен в положение «D» или «R», поэтому кузов может немного вибрировать (в определенной степени это считается нормальным).
Так как в двигателе существует множество различных возможностей для образования аномального шума, данная схема является руководством по выявлению деталей и узлов, создающих шум. В целом можно утверждать, что если шум создается изношенным двигателем, то на холодном двигателе шум сильнее. Шум усиливается при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя или под воздействием высокой нагрузки. На схеме приведены основные причины аномального шума двигателя, но существуют и другие возможности: ослабший или перетянутый ремень привода ГРМ или приводные ремни навесных агрегатов, ослабшие болты крепления маховика, шум сальников и т. д.