Re: Общие сведения о подвеске автомобиля
Добавлено: Ср июн 11, 2025 4:02 pm
Монтаж шин и балансировка
На новых шинах можно часто видеть цветные точки или метки на боковинах и цветные полосы на протекторе. Метки на боковинах обычно указывают на однородность и массу. Невозможно изготовить шину, которая была бы полностью отбалансирована и имела абсолютно ровные слои корда. Поэтому во всех шинах есть место, в котором ее масса несколько меньше, чем в остальных местах. Чаще всего это место обозначают желтой точкой (хотя некоторые производители используют другие цвета), которую называют массовой меткой. Шину рекомендуется устанавливать, чтобы желтая точка находилась напротив вентиля колеса. Это позволит снизить вес используемых грузиков при балансировке колеса. При изготовлении шины невозможно добиться не только полной ее уравновешенности, но и абсолютно круглой формы. Поэтому каждая шина имеет широкое и узкое место, что приводит к так называемому радиальному биению. Производители обычно отмечают их красными точками на боковине, хотя на некоторых шинах меток нет или они другого цвета. Эти метки называют метками однородности. Соответственно, у большинства колес ободья также не абсолютно круглые, поэтому на них тоже делается метка в виде небольшой выемки в месте, где обод немного сужается. При монтаже колеса место расширения шины необходимо совместить с точкой сужения обода колеса для устранения радиального биения.
Часто при покупке шин можно обнаружить, что на протектор нанесена цветная полоска, например, с внутренней стороны. Полоска может быть любого цвета и проходить вдоль протектора. Она может наноситься на шашки или в углубления протектора. Следует обратить внимание не только на цвет, но и на расположение полоски. В процессе наложения слоев корда при изготовлении шины могут возникнуть погрешности, которые приводят к тому, что шина катится не абсолютно прямо, а с небольшим уводом вправо или влево. Чем ближе к центру колеса располагаются эти цветные полосы, тем ниже это отклонение и ровнее движется колесо после его установки на автомобиль. Поэтому, если посмотреть на автомобиль спереди, то обнаружив, что цветные полосы нанесены на правой стороне обеих шин, можно сделать вывод, что автомобиль, вероятно, будет вести вправо. Лучше всего установить шины, чтобы обе цветные полосы располагались на шинах колес одной оси с противоположных сторон. Это позволит компенсировать увод, и автомобиль будет ехать прямо. Следовательно, на одной стороне автомобиля можно устанавливать шины с одинаковым расположением полос, если только рисунок протектора шин ненаправленный.
Статический дисбаланс: неуравновешенность колеса относительно оси вращения приводит к возникновению центробежных сил и появлению радиального биения колеса.
Динамический дисбаланс: на этом рисунке несбалансированная масса А находится на наружном радиусе колеса слева от оси его симметрии. Плоскость расположения этой массы дисбаланса называется «левой плоскостью вращения». Несбалансированная масса В расположена на наружном радиусе колеса справа от оси его симметрии, эта плоскость вращения называется «правой плоскостью вращения». Центробежные силы, возникающие под действием обеих масс, действуют в разных плоскостях вращения. Это приводит к появлению знакопеременного изгибающего момента, действующего перпендикулярно плоскости вращения колеса. В результате возникает осевое биение колеса.
Динамический дисбаланс: на этом рисунке несбалансированная масса А находится на наружном радиусе колеса слева от оси его симметрии. Плоскость расположения этой массы дисбаланса называется «левой плоскостью вращения». Несбалансированная масса В расположена на наружном радиусе колеса справа от оси его симметрии, эта плоскость вращения называется «правой плоскостью вращения». Центробежные силы, возникающие под действием обеих масс, действуют в разных плоскостях вращения. Это приводит к появлению знакопеременного изгибающего момента, действующего перпендикулярно плоскости вращения колеса. В результате возникает осевое биение колеса.