Автоматическая коробка передач HIVEC
Коробки передач типа F5A
Информация, приведенная по 4-ступенчатой коробке передач, также касается и 5 ступенчатой коробки, но, как уже известно, в этой коробке есть дополнительные элементы, которыми надо управлять. Приступаем к рассмотрению управления 5 ступенчатой коробки передач. Как указывалось выше, основное различие между 4- и 5 ступенчатой коробкой передач — дополнительная планетарная передача 5-й передачи. Кроме дополнительной муфты установлены вторая муфта свободного хода и дополнительный тормоз. Изменены блок управляющих клапанов и другие детали, такие как жгут проводов. Из графика можно понять: причину применения 5-ступенчатой коробки передач и ее преимущества. Можно заключить, что 5-ступенчатая коробка передач облегчает запуск двигателя, улучшает раз-гон и позволяет достичь более высокой максимальной скорости. Кроме того, при 5 ступенчатой коробке передач снижается расход топлива. Обратите внимание на то, что приведенный график дан только в качестве примера и может иметь другой вид в зависимости от сравниваемых моделей.
Схема коробки передач F5A
Схема работы практически такая же, как и для 4-ступенчатой коробки передач, за исключением того, что добавлен блок 5-й передачи. Можно заключить, что несмотря на то, что появились два новых механических элемента (тормоз понижающих передач и муфта прямой передачи), которые должны управляться гидравлически, установлен только один дополнительный электромагнитный клапан. Это объясняется тем, что муфта прямой передачи управляется электромагнитным клапаном 1-й и задней передач. (Подробные сведения приведены в разделе 3-го уровня.)
Управление переключением коробки передач F5A
Как указывалось для 4-ступенчатой коробки передач, в таблице показаны элементы, задействованные для включения отдельных передач, и соответствующий контур управления. Несмотря на большее количество элементов, эту таблицу так же легко использовать для поиска неисправностей, как и предыдущую. Из таблицы также следует, что муфта прямой передачи управляется электромагнитным клапаном 1-й передачи и передачи заднего хода.
Работа механических элементов и работа электромагнитных клапанов
В этой таблице показана работа электромагнитных клапанов 5-ступенчатой коробки передач F5A51. Обратите внимание на то, что это только один из вариантов переключения передач в 5-ступенчатой коробке передач. В зависимости от модели и рынка применяются другие варианты. В 5-ступенчатой коробке передач тормоз 1-й передачи и передачи заднего хода отключается примерно на скорости 10 км/ч, если автомобиль движется при положении «D» рычага селектора.
Поиск неисправностей и техническое обслуживание
Как и другие системы с электронным управлением, автоматическую коробку передач с электронной системой управления HIVEC можно диагностировать при помощи прибора Hi scan Pro. Как обычно, можно считывать коды неисправностей, проверять текущие данные и исполнительные устройства. Обратите внимание на то, что доступные функции и данные отличаются для разных коробок передач. Кроме того, для правильной диагностики, возможно, потребуется использовать дополнительные приборы, например мультиметр. Для облегчения поиска неисправностей есть специальный тестер, который подключается между блоком управления и коробкой передач. При помощи этого тестера можно определить включенную передачу (включенные элементы) по загоранию соответствующих светодиодов на тестере. Кроме того, можно переключать отдельные передачи, подавая команду непосредственно с этого прибора. (Обратите внимание на то, что это приведет к появлению кодов неисправностей, которые впоследствии надо будет стереть.)
В основном функции диагностики следующие: считывание диагностических кодов неисправностей, текущих данных и т. п. Можно сохранить не более 8 кодов неисправностей и 3 кодов резервного режима. При наличии более 8 кодов неисправностей и 3 кодов резервного режима самые старые перезаписываются. Не отключайте аккумулятор более чем на 15 секунд перед считыванием кодов неисправностей, поскольку на некоторых моделях коды неисправностей при этом стираются. Если в системе есть какой-либо код резервного режима, система переходит в резервный режим. Резервных режимов два: электрический резервный режим (можно использовать только 2-ю и 3-ю передачи) и механический резервный режим, главное реле АКП отключается, и коробка передач блокируется на 3-й передаче, если рычаг селектора находится в положении «D». Даже если коробка передач находится в резервном режиме, рычаг селектора может устанавливаться в положения «P», «N» и «R». После устранения неисправности резервный режим отменяется при выключении и включении зажигания. Код сохраняется, несмотря на отмену резервного режима. Код(ы) неисправностей можно стереть при помощи диагностического прибора Hi scan Pro при следующем условии: двигатель не работает (нет сигналов датчиков положения коленчатого вала, частоты вращения выходного вала и скорости автомобиля), рычаг селектора установлен в положение «P» или «N» и резервный режим не используется. Код неисправностей может быть также стерт автоматически, если коробка передач нагреется до температуры свыше 50°C 200 раз и если эта неисправность больше не появится. При замене коробки передач запрограммированные параметры, хранящиеся в памяти блока управления, следует стереть. В предыдущих коробках передач это можно было сделать, отключив аккумуляторную батарею, но с недавнего времени для стирания запрограммированных параметров необходимо использовать диагностический прибор Hi scan Pro. Стирание запрограммированных параметров необходимо потому, что у каждой коробки передач свои характеристики и производственные допуски. Если этого не сделать, то могут возникнуть проблемы с переключением, такие как удары при переключении. После стирания запрограммированных параметров систему надо перепрограммировать по определенной процедуре для обеспечения плавного переключения передач.
Программирование
Температура масла в АКП 50-100°C. Программирование включения повышающей передачи. Это программирование должно производиться при постоянно открытой дроссельной заслонке. Придерживайтесь следующей последовательности. Открытие дроссельной заслонки 50-60%: выполните переключение со 1-й на 2-ю, со 2-й на 3-ю, с 3-й на 4-ю передачу (5 раз), при открытии дроссельной заслонки 100%: выполните переключение с 1 й на 2-ю, со 2-й на 3-ю передачу (5 раз), при открытии дроссельной заслонки 30-40%: выполните переключение с 1-й на 2-ю, со 2-й на 3-ю и с 3-й на 4-ю передачу (5 раз), при открытии дроссельной заслонки 10-20%: выполните переключение с 1-й на 2-ю, со 2-й на 3 ю и с 3-й на 4-ю передачу (5 раз). Программирование переключения с 4-й на 3-ю и с 3-й на 2-ю передачи при остановке автомобиля. Автомобиль должен двигаться со скоростью примерно 60 км/ч на 4-й передаче, затем снизить скорость (плавно нажать педаль тормоза для снижения скорости) до переключения на 2-ю передачу. Повторите эту операцию более 5 раз. Программирование переключения со 2-й на 1-ю передачу при остановке автомобиля. Автомобиль должен двигаться со скоростью примерно 30 км/ч. Затем выполните обычную остановку, как перед светофором (обычное торможение). Повторите эту операцию более 5 раз. Программирование перевода рычага селектора из положения «N» в положения «D» и «R». На стоящем автомобиле — при частоте вращения коленчатого вала двигателя ниже 1000 об/мин перевести рычаг селектора из положения «N» в положения «D» и «R» (в положении «N» рычаг необходимо удерживать более 2 секунд). Повторите эти операции более 10 раз.
Программирование режима максимального ускорения с включением пониженной передачи
- Программирование переключения с 4-й на 3-ю передачу — при скорости 90, 100, 110, 120, 130, 140 км/ч — выполнить переключение с 4-й на 3-ю передачи 3-5 раз на каждой скорости.
- Программирование непосредственного переключения с 4-й на 2-ю передачу. При скорости 90, 100, 110, 120 км/ч — выполнить непосредственное переключение с 4-й на 2-ю передачу 3-5 раз на каждой скорости.
- Программирование переключения с 3-й на 2-ю передачу — при скорости 60, 70, 80, 90, 100, 110, 120 км/ч — выполнить непосредственное переключение с 3-й на 2-ю передачу 3 5 раз на каждой скорости.
- Программирование переключения со 2-й на 1-ю передачу — при скорости 20, 30 км/ч — выполнить непосредственное переключение со 2-й на 1-ю передачу 3-5 раз на каждой скорости. Проводить программирование в указанной последовательности.
Проверка давления масла
Переменное давление в напорной магистрали
Обзор гидравлической системы
В гидравлическую систему управления входят следующие узлы и детали: масляный насос, который создает гидравлическое давление, регулирующий клапан, регулирующий создаваемое насосом давление до заданных параметров, электромагнитные клапаны, которые преобразуют электрические сигналы блока управления в сигналы в виде изменения давления для гидравлической системы управления, клапаны регулирования давления, которые регулируют давление, подаваемое к определенному тормозу или муфте, предохранительные клапаны, которые обеспечивают работоспособность коробки передач при неисправности системы управления коробкой передач. Для точного управления и упрощения гидравлического контура все элементы оснащены отдельным электромагнитным клапаном и клапаном регулирования давления. Исключение составляет муфта заднего хода — она управляется непосредственно клапаном с ручным управлением. В коробке передач используются электромагнитные клапаны одного типа.
1 – блокировочная муфта | 12 – запорный клапан | 23 – электромагнитный клапан управления муфтой повышающих передач |
2 – муфта заднего хода | 13 – радиатор | 24 – клапан регулирования давления в гидротрансформаторе |
3 – тормоз 1-й передачи и передачи заднего хода | 14 – система смазки | 25 – регулирующий клапан |
4 – тормоз 2-й передачи | 15 – электромагнитный клапан управления блокировочной муфтой | 26 – клапан с ручным управлением |
5 – муфта понижающих передач | 16 – клапан регулирования давления муфты 1-й передачи и передачи заднего хода | 27 – масляный фильтр |
6 – муфта повышающих передач | 17 – электромагнитный клапан управления муфтой 1-й передачи и передачи заднего хода | 28 – масляный поддон |
7 – аккумулятор | 18 – клапан регулирования давления муфты 2-й передачи | 29 – масляный насос |
8 – обратный клапан | 19 – электромагнитный клапан управления муфтой 2-й передачи | 30 – редукционный клапан |
9 – предохранительный клапан А | 20 – клапан регулирования давления муфты понижающих передач | 31 – маслоприемник с сетчатым фильтром |
10 – предохранительный клапан В | 21 – электромагнитный клапан управления муфтой понижающих передач | |
11 – клапан управления блокировочной муфтой | 22 – клапан регулирования давления муфты повышающих передач |
Внутренняя часть блока управляющих клапанов
Блок управляющих клапанов — это своего рода гидравлический блок управления. Большинство гидравлических каналов расположено в блоке, а он сам представляет собой корпус для многочисленных клапанов и деталей гидравлической системы управления. Краткое описание принципа работы отдельных клапанов приведено ниже, более подробно — далее в данном курсе.
Клапан с ручным управлением: положение клапана определяется перемещением рычага селектора, в зависимости от этого положения он подает или прекращает подачу масла под давлением к различным клапанам.
Клапан управления блокировочной муфтой: регулирует давление масла, действующего на блокировочную муфту.
Регулирующий клапан: регулирует давление масла и удерживает его на определенном уровне.
Предохранительный клапан А: в аварийном режиме работы клапан подает масло под давлением к тормозу 1-й передачи и передачи заднего хода (если выбрана передача переднего хода).
Предохранительный клапан В: в аварийном режиме работы клапан отводит масло от тормоза 2-й передачи.
Клапан регулирования давления в гидротрансформаторе: данный клапан поддерживает давление масла в гидротрансформаторе на постоянном уровне.