Проверка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ / TP Sensor)
В четырех контактных датчиках положения дроссельной заслонки по мимо потенциометрического датчика положения дроссельной заслонки в конструкцию включен еще один контакт IDL - изменение состояния сигнала на этом контакте происходит при полном закрытии дроссельной заслонки. Это требуется для передачи в ЭБУ команды что двигатель должен перейти в режим холостого хода или выйти из него, года сигнал пропадет.
Зачем это нужно?
Дроссельная заслонка не закрывается на 100%, всегда требуется оставлять небольшой зазор, так как если его не сделать, то заслонка будет подклинивать при нагреве, и ее открытие будет сопровождается резким толчком, что в совою очередь повлияет на поведение автомобиля. Такая работа дросселя неприемлема. Поэтому каждый дроссельный узел уникален в плане угла оси поворота при его полном закрытии, потому что для исключения заклинивания дросселя, каждую заслонку при сборке, чуть приоткрывают на свой угол, то есть, при установки датчика дроссельной заслонки, его показания при полностью закрытым дросселе всегда будут разные, в небольшом диапазоне. На одном дросселе будет одно напряжение, а на другом чуть больше или меньше. Для компенсации этого, современные блоки управления в момент включения зажигания, сохраняют в своей памяти текущее напряжение с дроссельной заслонки, приводят этот сигнал к нулевому уровню и производят отсчет угла открытия уже от этого сохраненного значение. То есть происходит инициализация нулевого положения дроссельной заслонки. В прошлом ЭБУ не имели таких возможностей и для точного указания факта закрытия дросселя потребовалось добавить еще один сигнальный контакт. В результате ЭБУ не требовалось отдельные ресурсы на перерасчет нулевого положения дроссельной заслонки и сохранения его в памяти, у них был просто отдельный вход который сообщал что дроссель закрыт или открыт.

- G4JP Проверка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ / TP Sensor)
- Screenshot_25.jpg (79.3 КБ) 1264 просмотра
Есть два способа проверить датчик положения дроссельной заслонки, первый проверить сопротивление на его контактах, а второй замерить напряжение. В обоих этих способах, перед началом проверки нужно знать эталонные параметры, и сравнить полученные данные с эталонными.
Распиновка
[1] - Масса (GND)
[2]- Сигнал Холостого хода (IDL)
[3]- Сигнал положения дроссельной заслонки (THA)
[4]- Опорное напряжения +5 в. (VC)

- G4JP Проверка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ / TP Sensor)
- Screenshot_24.jpg (34.29 КБ) 1263 просмотра
Проверка выходного напряжения на сигнальном контакте датчика дроссельной заслонки.
Проверка осуществляется без снятия датчика, при включенном зажигании.
1. Подключите щупы мультиметра в режиме измерения постоянного напряжения контакту [3] и массе..
2. Включите зажигание (это требуется для того что бы ЭБУ подал опорное напряжение на контакт VC датчика.
3. Произведите измерения напряжения на паре контактов и сравните полученное значение в эталонным из таблицы:
4. Плавно открывайте дроссельную заслонку. Напряжение должно плавно изменяться от ~0,5–1 В (закрыто) до ~4–4,5 В (полностью открыто). Резкие скачки указывают на износ дорожек потенциометра.
Параметр | При закрытой заслонке (ХХ) | При полном открытии (WOT) | Характер изменения |
Сопротивление | Максимальное (4-6 кОм) | Минимальное (0.8-2 кОм) | Уменьшается |
Выходное напряжение | 0.5-1.0 В | 4.0-4.5 В | Увеличивается |
Сигнал ЭБУ | Режим холостого хода | Полная нагрузка | Линейный рост |
Четырехконтактный ДПДЗ обычно совмещает в себе потенциометр и контакт холостого хода (или датчик закрытой заслонки). Проверить его можно несколькими способами: мультиметром, осциллографом или диагностическим сканером.

- G4JP Проверка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ / TP Sensor)
- Screenshot_28.jpg (22.78 КБ) 1260 просмотров
Проверка контакта холостого хода (IDL)
1. Переведите мультиметр в режим "прозвонки".
2. Подключите щупы к контакту [2] и массе.
3. При закрытой заслонке контакт должен замыкаться (сопротивление близко к 0 Ом).
4. При открытии заслонки контакт размыкается (сопротивление стремится к бесконечности).

- G4JP Проверка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ / TP Sensor)
- Screenshot_29.jpg (36.01 КБ) 1260 просмотров
Четырехконтактный ДПДЗ проверяется аналогично трехконтактному, но с дополнительной проверкой контакта холостого хода. Если датчик не соответствует норме, его следует заменить.